IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Положение четок, Являются ли четки бидъа?
Rabbaniyun
сообщение 1.3.2010, 5:30
Сообщение #1


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 29
Регистрация: 10.2.2010
Пользователь №: 2



بسم الله الرحمن الرحيم


Положение четок

Являются ли четки бидъа?


Прежде хотел написать не большую предысторию разбирательства этого вопроса. Как то в интернете братья увидели упоминание о том, что четки/тасбихи не являются нововведением/бидъа, как нас тому учили и до сих пор настойчиво учат некоторые современные ученые и разные деятели околошариатских наук. Так вот, так как в этих утверждениях упоминались имена авторитетных ученых, в частности Ибн Хаджар Аль Аскалани, Ибн Таймийя и других, нас это заинтересовало и решили проверить действительно ли эти ученые не считали четки нововведением/бидъа.

Результат, как говорится превзошел ожидания. Мы даже не ожидали, что есть так много упоминаний об этом в книгах авторитетнейших ученых, и это было для нас большим удивлением. Удивление было оттого, что современниками игнорируются мнения этих авторитетных ученых. С недоучившимися студентами понятно, им достаточны для хукма даже переводы хадисов, не говоря уже об арабском тексте и понимании этих хадисов учеными, но непонимание возникает от того, что те, которых называют учеными современности, до сих пор считают четки нововведением/бидъа. И так с помощью Аллаhа приступим к выставлению того, что мы обнаружили.


--------------------
«Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Rabbaniyun
сообщение 3.3.2010, 7:26
Сообщение #2


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 29
Регистрация: 10.2.2010
Пользователь №: 2



Сказал Ахмад Ибн Таймия (661-728 х/1263-1328 м) по поводу подсчетов числа зикра с помощью камешек, косточками от плодов и четками:


وعدُّ التسبيح بالأصابع سنّة كما قال النبي صلى الله عليه وسلم للنساء : { سَبِّحْنَ وَاعْقِدْنَ بِالْأَصَابِعِ فَإِنَّهُنَّ مَسْئُولَاتٌ مُسْتَنْطَقَاتٌ } . وأما عدُّه بالنَوَى والحَصَى ونحو ذلك فحسنٌ وكان من الصحابة رضي الله عنهم من يفعَل ذلك وقد رأى النبي صلى الله عليه وسلم أمَّ المؤمنين تسبِّح بالحصى وأقرَّها على ذلك وروي أن أبا هريرة كان يسبِّح به .
وأما التسبيح بما يُجعَل في نِظامٍ من الخَرَز ونحوه فمن الناس من كرِهه ومنهم من لم يكرَهه وإذا أحسِنتْ فيه النيّة فهو حسنٌ غيرُ مكروه وأما اتخاذه من غير حاجة أو إظهاره للناس مثل تعليقه في العُنُق أو جعْله كالسُّوار في اليد أو نحو ذلك فهذا إما رياء للناس أو مَظِنّة المراءاة ومشابهة المرائين من غير حاجة : الأول محرَّم والثاني أقلُّ أحواله الكراهة فإن مراءاةَ الناس في العبادات المختصّة كالصلاة والصيام والذكر وقراءة القرآن من أعظم الذنوب


«Подсчет зикров с помощью пальцев является Сунной, как сказал Пророк - салля Ллаhу аляйhи ва саллям – женщинам:

«Делайте зикр и подсчитывайте его пальцами, поистине с них будет спрошено и они будут допрошены».

А что касается подсчитывания их с помощью косточек и камешек и тому подобными вещами, то оно является хорошим делом, и были из сахабов радиа Ллаhу анhума, те которые делали это. Пророк - салля Ллаhу аляйhи ва саллям – видел одну из матерей правоверных, когда она делала зикр с помощью камешков и одобрил (такърир) это дело. И было передано, что Абу Хурайра делал зикр с их помощью.

А на счет зикра с помощью бусинок нанизанных на нитку и подобных вещей есть люди которые нежелательно смотрят на это, и есть люди которые не считают это нежелательным. Когда намерение хорошее то это хорошее дело, не макрух (зикр с четками).

А на счет того чтобы пользоваться им без надобности или для показывания этого людям, как вещание на шею, или одевать как браслет на руку и тому подобное, то это или показуха для людей или причина для того что бы думали о нем, как о показушнике и уподобляться показушникам без надобности.

Первое (показуха) это харам, а второе (уподобляться) как минимум макрух (нежелательное). Поистине показуха для людей в особых поклонениях, как намаз, пост, зикр, чтение Курана является из самых больших грехов».


Источник: Ахмад Ибн Таймия: Маджмуъ Фатава: 22/506
Медина: 1425/2004



Пользовался четками Шейх уль Ислам в науках хадиса Ибн Хаджар Аль Аскалани (773-852 х/1372-1449 м) как передал о нем его ученик Мухаммад Ас Сахави в книге «Аль Джавахир Вад Дурар фи Тарджамати Шейхиль Ислам Ибн Хаджар»:


وكان - رحمه الله تعالى - إذا جلس مع الجماعة بعد العِشاء وغيرها للمذاكرة, تكون السُبْحة تحت كُمِّه بحيْث لا يرها أحد, ويستمرّ يُدِيرها وهو يُسبّح أو يذكّر غالب جلوسه, وربما سقطتْ من كُمِّه فيتأثر لذلك, رغبة في إخفائه


«Ибн Хаджар, рахимахуллах, когда сидел с джамаатом для обсуждений после ночного намаза и в другое время, то его четки были под рукавом одежды, таким образом, что четки не видел ни кто.

Он проводил большую часть времени в маджлисе, делая зикр и регулярно перебирая четки.
Иногда четки падали из под рукава и это расстраивало его из за его стремления в скрывании своих дел».


Источник: Мухаммад Ас Сахави: Аль Джавахир Вад Дурар: 1/111


Прикрепленный файл  Chetki_0.0.1.doc ( 33 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1912


--------------------
«Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Rahbani
сообщение 8.3.2010, 15:34
Сообщение #3


Участник
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Регистрация: 17.2.2010
Пользователь №: 8



Вот еще высказывания ученых о четках, хотя слова даже одного из выше перечисленных авторитетов были бы достаточны для разумного человека как довод, что это не бидъа, как утверждают современные студенты и всякие интернетные псевдомыслители.


О четках так же упоминается в книге Аль Хатиба Ат Табризи (ум. 741 х/1340 м) «Мишкатуль Масабих» на которую было написано много шархов и самым объемным из шархов является «Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих» автором которого является Мулла Али Аль Къари (ум. 1014 х/1606 м). И сказано в этом шархе, когда автор объяснял хадис о женщине, которая делала зикр и подсчитывала их камешками:

عَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ, أَنَّهُ دَخَلَ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى امْرَأَةٍ وَبَيْنَ يَدَيْهَا نَوًى أَوْ حَصًا, تُسَبِّحُ بِهِ فَقَالَ: ألا أُخْبِرُكِ بِمَا هُوَ أَيْسَرُ عَلَيْك مِنْ هَذَا أَوْ أَفْضَلُ؟ فَقَالَ سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي السَّمَاءِ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي الْأَرْضِ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا بَيْنَ ذَلِكَ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا هُوَ خَالِقٌ, وَاَللَّهُ أَكْبَرُ مِثْلُ ذَلِكَ, وَالْحَمْدُ لِلَّهِ مِثْلُ ذَلِكَ, وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ مِثْلُ ذَلِكَ, وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ مِثْلُ ذَلِكَ .
رواه الترمذي، وأبو داود، وقال الترمذي: هذا حديث غريب.
وهذا أصل صحيح لتجويز السبحة بتقريره فإنه في معناها إذ لا فرق بين المنظومة والمنثورة فيما يعد به ولا يُعْتدّ بقولِ من عدّها بدعة وقد قال المشايخ أنها سَوْط الشيطان وروي أنه رؤى مع الجُنُيْد سُبْحة في يده حال انتهائه فسئل عنه فقال شيء وصَلنا به إلى الله كيف نترُكه


«Было передано от Саида ибн Аби Ваккаса, что он вместе с Пророком - салля Ллаhу аляйhи ва саллям - зашли к женщине, которая делала зикр с помощью косточек от плодов или маленькими камешками. И сказал Пророк - салля Ллаhу аляйhи ва саллям - оповестить ли мне тебя о том, что является более легким, чем это или лучше, чем это? И сказал: «Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений в небе, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений на земле, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений между ними, Свят Аллах столько раз, скольким творениям Он является создателем, а так же сказать таким же образом Аллах велик, и хвала Аллаху, и нет божества кроме Аллаха и нет силы и мощи ни у кого кроме Аллаха».

(Шарх Али Аль Кари):

Передал это Тирмизи и Абу Дауд. Сказал Тирмизи это гариб хадис.

…И этот хадис достоверная основа/довод в дозволенности четок с одобрением Пророка - салля Ллаhу аляйhи ва саллям. Потому что четки подобны камешкам и нет различия в тех вещах с помощью чего ведут счет, будь они собранными на нити или разбросанными по отдельности.

И не достойно внимания мнение того, кто считает это бидъа (нововведением). Сказали шейхи, что четки кнут для шайтана (то есть когда с ними делается зикр то, как будто бьют по шайтану).

Когда Джунейд был присмерти были у него в руке четки и спросили его о них, и он ответил, это то с чем мы приблизились к Аллаху, как же мы можем оставить это?!...».


Источник: Али Аль Къари: Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих: 5/221 (Хадис: 2311)
Бейрут: Даруль Кутубуль Ильмийя: 1422/2001


Сказал великий ученый, мухаддис Ибнус Салях (577-643 х/1181-1245 м) в своей книге «Адабуль Муфти валь Мустафти» об этом вопросе:

مسألة : هل يجوز للإنسان أن يسبح بسبحة خَيْطها حرير والخيط ثخين
أجاب رضي الله عنه : لا يحرم ما ذكره في السبحة المذكورة والأولى إبداله بخيط آخر

«Вопрос: Дозволено ли человеку делать зикр с помощью четок, у которых нить из шелка или толстая? Ответил – да будет доволен им Аллах: Не является харамом то, что он упомянул о четках, но лучше заменить эту нить на другую нить».

Источник: Ибнус Салях: Адабуль Муфти валь Мустафти: 1/400
Бейрут: 1407

Прикрепленный файл  Chetki_0.0.2.doc ( 28.5 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1485


--------------------
АбдурРахман ибн Махди: "От троих знание не принимается! От того, кого обвинили во лжи. От приверженца нововведений, призывающего к нововведению. И от человека, который часто путает и ошибается!".
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ahlul Hakk
сообщение 5.4.2010, 3:22
Сообщение #4


Старожил
*****

Группа: Модераторы
Сообщений: 4 038
Регистрация: 16.2.2010
Пользователь №: 5
Мазхаб: Шафии



Хвала Аллаху. Как дополнение к словам авторитетных ученых более ранних поколений и лучших времен не будут лишними привести слова тех кто жил в наше время:

Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин («Аль-Лика Аль Мафтух», 3/30) был спрошен о том является ли использовании четок нововведением, на что он ответил: «Лучше не использовать четки в тасбихе, но это не бидат, потому что есть довод, что некоторые сахабы совершали тасбих камушками.
Но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил их тому, что тасбих на пальцах лучше, и сказал: «Считайте на пальцах, ведь их заставят говорить».

Совершение тасбиха четками не является харамом или бидатом, но лучше этого не делать, потому что совершающий тасбих четками упускает то, что лучше. Использование четок может также нести в себе элементы показухи. Так, мы видим как некоторые люди носят четки с тысячью камней, и они как бы говорят людям: «Смотрите, я совершаю по тысячу тасбихов!»
Во вторых, эти люди в основном невнимательны и не сосредоточены, и можно увидеть, что они совершают тасбих четками, а их взгляды направлены на что то другое, что указывает на то, что они не полностью сконцентрированы.
Лучше делать тасбих на пальцах используя правую руку, чем используя левую руку. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) считал тасбих на пальцах правой руки. Если человек считает тасбих используя обе руки, то в этом нет ничего неправильного, но лучше только правой»

Хвала Аллаху!


--------------------
Имам Ибн Акъиль аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Если ты желаешь знать положение Ислама у людей твоего времени, то не смотри на их столпотворение у дверей мечети, а также на шум, создаваемый ими во время Хаджа при произнесении слов «ляббайк». Однако, посмотри на их отношение к врагам Шариата!” Ибн Муфлих, «аль-Адабу-шшар`ия», 1/237
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Abu Muhannad
сообщение 23.5.2010, 12:08
Сообщение #5


Постоялец
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 286
Регистрация: 22.5.2010
Пользователь №: 656



Использовании чёток в намазе




سئل عما إذا قرأ القرآن يعد في الصلاة بسبحة هل تبطل صلاته أم لا ؟
فأجاب : «إن كانالمراد بهذا السؤال أن يعد الآيات أو يعد تكرار السورة الواحدة مثل قوله « قل هوالله أحد » بالسبحة فهذا لا بأس به وإن أريد بالسؤال شيء آخر فليبينه والله اعلم
مجموع الفتاوى 22/625



Вопрос: Если в намазе, читая что-либо из Корана использовать четки для подсчета, нарушает ли это намаз?

Ответ: Если вы имели ввиду подсчет аятов из Корана или повторение одной суры, как например: قل هوالله أحد [Скажи: «Он – Аллах Единый] (Аль Ихлас) на чётках, то в этом нет ничего предосудительного. Но если вы имели ввиду что-то другое то прошу вас уточнить (вопрос). Аллах знает лучше.

Автор: Ибн Таймийя
Книга: «Маджмуа аль фатава» 22/625


--------------------
www.darulfikr.ru
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ad-Dagestani
сообщение 13.11.2010, 7:04
Сообщение #6


«Господи! Умножь мои знания»
Group Icon

Группа: Администраторы
Сообщений: 767
Регистрация: 25.2.2010
Пользователь №: 29
Мазхаб: Ханафи



Ибн Абидин Ад Димашки (1238-1307 х/1823-1889 м) в своих заметках на книгу Ибн Нуджайма «Аль Бахрур Раикъ» передал мнение Ибн Хаджара Аль Хайтами и Рамлия:

قال الرَّمْلي: والظاهرُ أنها ليستْ ببدعةٍ, فقد قال ابنُ حجرٍ الهَيْتَمي في شرحِ الأربعينَ النواويةِ: السُّبْحة ورَد لها أصلٌ أصيلٌ عن بعضِ أمُّهاتِ المؤمنينَ, وأقرَّها النبي صلى الله تعالى عليه وسلم على ذلك

«Сказал Рамли: Очевидно, что это (четки) не являются бидъой. Сказал Ибн Хаджар Аль Хайтами в книге «Шархуль Арбаин Ан Нававийя»: «У четок есть серьезный далил от некоторых Матерей правоверных. И Пророк, салля Ллаху Таъаля аляйхи ва саллям, не словесно (такърир) согласился с ней в этом».

Источник: Минхатуль Халикъ би Хамишиль Бахрир Раикъ: 2/51
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1418/1997


--------------------
Имам Ас Саффарини: «Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умоляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса».
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Rabbaniyun
сообщение 15.11.2010, 2:53
Сообщение #7


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 29
Регистрация: 10.2.2010
Пользователь №: 2



Сказал Имам Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) в книге «Тахзибуль Асма валь Люгъат» о четках:

والسُبْحة: بضمِّ السِّينِ وإسكانِ الباءِ، خَرَزٌ منظومةٌ يُسبَّح بها معروفة، تَعْتادُها أهلُ الخيرِ

«Ас Субха (четки): С дамой буквы «ас син» и с сукуном буквы «аль ба». Это нанизанные бусы с помощью которых делается тасбих/зикр, и это вещь известная. Пользоваться ими это привычка ахлюль хайра (благородных)».

Источник: Мухйиддин Ан Навави: Тахзибуль Асма валь Люгъат: 3/143-144
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя


--------------------
«Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Zayd
сообщение 15.11.2010, 17:55
Сообщение #8


Постоялец
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 329
Регистрация: 2.11.2010
Пользователь №: 4 054



Хьадис в котором Пророк 1алайх1иссалату вассалам не запретил женщине-сахьабийа использовать камешки был бы достаточным для того, чтобы понять, что четки называть бид1а само по себе является бид1а
Но для тех, кому этого мало, есть уйма асаров от сахьабов, которые привел Имам Суют1ий в "Хьави лил-Фатава", в самом начале второго тома, где перечислены сахьабы и таби1ины использовавшие именно четки, а даже не камешки.

Я не успеваю перевести полностью, но кто хочет далила вот текст из этого труда

Аср о том, что вольноотпущенник Пророка 1алайх1иссалату вассалам Абу Сафиййя использовал подстилку и корзину с камешками в качестве четок:

وفي جزء هلال الحفار ومعجم الصحابة للبغوي وتاريخ ابن عساكر من طريق معتمر بن سلميان عن أبي بن كعب عن جده بقية عن أبي صفية مولى النبي صلى الله عليه وسلم أنه كان يوضع له نطع ويجاء بزنبيل فيه حصى فيسبح به إلى نصف النهار ثم يرفع فإذا صلى الأولى أتى به فيسبح به حتى يمسي.
وأخرجه الإمام أحمد في الزهد ثنا عفان ثنا عبد الواحد بن زياد عن يونس بن عبيد عن أمه قالت رأيت أبا صفية رجل من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم وكان جارنا قالت فكان يسبح بالحصى

Аср о том, что Са1д разияллох1у 1анх1у использовал камешки для тасбихьа:

وأخرج ابن سعد عن حكيم بن الديلمي أن سعد بن أبي وقاص كان يسبح بالحصى. وأخرج ابن أبي شيبة في المصنف عن مولاة لسعد أن سعدا كان يسبح بالحصى أو النوى

Аср о том что дочь Хьусайна Каррамаллох1у ваджх1ах1ума использовала нить с узелками для тасбихьа:

وقال ابن سعد في الطبقات أنا عبيد الله بن موسى أنا إسرائيل عن جابر عن امرأة حدثته عن فاطمة بنت الحسين بن علي بن أبي طالب أنها كانت تسبح بخيط معقود فيها

Абу Х1урайра разияллох1у 1анх1у использовал нить с тысячью узлами, и не ложился спать пока не сделает тасбихь ими:

وأخرج عبد الله بن الإمام أحمد في ؟ من طريق نعيم بن محرر ابن أبي هريرة عن جده أبي هريرة أنه كان له خيط فيه ألفا عقدة فلا ينام حتى يسبح به

В другом асре камешками:

وأخرج ابن سعد عن أبي هريرة أنه كان يسبح بالنوى المجزع

Абу Дардаа разияллох1у 1анх1у также использовал мешок с камешками:

وأخرج أحمد في الزهد ثنا مسكين بن نكير أنا ثابت بن عجلان عن القاسم بن عبد الرحمن قال كان لأبي الدرداء نوى من نوى العجوة في كيس فكان إذا صلى الغداة أخرجهن واحدة واحدة يسبح بهن حتى ينفدن

Абу Са1ид Аль-Худрий разияллох1у 1анх1у камешками:

وأخرج ابن أبي شيبة عن أبي سعيد الخدري أنه كان يسبح بالحصى

И много других, кто хочет почитать пусть обратится к этому источнику.


--------------------
www.adamalla.com
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Abu Bakr
сообщение 16.11.2010, 18:27
Сообщение #9


Старожил
*****

Группа: Модераторы
Сообщений: 3 971
Регистрация: 25.5.2010
Пользователь №: 703
Мазхаб: Шафии



Хадисы об использовании четок праведными предшественниками


الذكر بالسبحة وغيرها مما يُضْبَطُ به العَدُّ أمر مشروع أقره النبي صلى الله عليه وآله وسلم وجرى عليه عمل السلف الصالح من غير نكير

Поминание Аллаха с использованием четок или любого другого средства для счета является дозволенным. Поминание Аллаха при помощи четок было разрешено Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и наши праведные предшественники использовали их беспрепятственно.


فعن صَفِيَّةَ بنت حيي رضي الله عنها قالت : دَخَلَ عَلَىَّ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وآله وسلم وَبَيْنَ يَدَيَّ أَرْبَعَةُ آلاَفِ نَوَاةٍ أُسَبِّحُ بِهَا ، فَقُلْتُ : لَقَدْ سَبَّحْتُ بِهَذِهِ ، فَقَالَ : « أَلاَ أُعَلِّمُكِ بِأَكْثَرَ مِمَّا سَبَّحْتِ بِهِ » فَقُلْتُ : بَلَى عَلِّمْنِي ، فَقَالَ : « قُولِي : سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ خَلْقِهِ » . أخرجه الترمذي وصححه الحاكم ووافقه الذهبي

1. Мать правоверных Сафийя (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды, ко мне зашел посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Передо мной лежало четыре тысячи финиковых косточек, которыми я поминала Аллаха. Увидев это, он сказал: «Научить тебя, как еще больше поминать Аллаха?». Я сказала: «Да, научи меня». Он сказал: «Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько существует Его творений». Хадис рассказал Тирмизи, а Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился Захаби.


وعن سعد بن أبي وقاص رضي الله عنه أنه دخل مع النبي صلى الله عليه وآله وسلم عَلَى امْرَأَةٍ وَبَيْنَ يَدَيْهَا نَوًى أَوْ حَصًى تُسَبِّحُ بِهِ فَقَالَ : « أُخْبِرُكِ بِمَا هُوَ أَيْسَرُ عَلَيْكِ مِنْ هَذَا أَوْ أَفْضَلُ ؟ قولي : سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي السَّمَاءِ ، وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي الأَرْضِ ، وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا بَيْنَ ذَلِكَ ، وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا هُوَ خَالِقٌ ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ مِثْلَ ذَلِكَ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ مِثْلَ ذَلِكَ ، وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ مِثْلُ ذَلِكَ ، وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللَّهِ مِثْلَ ذَلِكَ » أخرجه أبو داود والترمذي وحسنه والنسائي وابن ماجه وصححه ابن حبان والحاكم

2. Са'д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) рассказал, что однажды он зашел с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) к одной женщине, перед которой лежали косточки или камешки, которыми она поминала Аллаха, и, увидев ее, он сказал: «Рассказать ли тебе о том, что будет для тебя более легким или лучшим, чем это? Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений в небесах, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений на земле, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений между ними, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворит еще творений». То же самое повтори с фразой «велик Аллах», и с фразой «хвала Аллаху», и с фразой «нет бога кроме Аллаха», и с фразой « нет силы и мощи, кроме как у Аллаха». Хадис рассказали Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджах. Тирмизи отметил, что он с хорошим иснадом, а Ибн Хиббан и Хаким назвали его достоверным.


وعن القاسم بن عبد الرحمن قال : كانَ لأبي الدَّرْدَاءِ نَوًى مِنْ نَوَى الْعَجْوَةِ في كِيسٍ ، فَكَانَ إِذَا صَلَّى الْغَدَاةَ أَخْرَجَهُنَّ وَاحِدةً يُسَبِّحُ بِهِنَّ حَتَّى يَنْفَدْنَ . أخرجه أحمد في الزهد بسند صحيح

3. Аль-Касим ибн 'Абдуррахман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаха, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались». Хадис передал Ахмад в книге «Аз-зухд» с достоверным иснадом.


وعَنْ أَبِى نَضْرَةَ الغفاري قال : حَدَّثَنِي شَيْخٌ مِنْ طُفَاوَةَ قَالَ : تَثَوَّيْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ بِالْمَدِينَةِ ، فَلَمْ أَرَ رَجُلاً مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وآله وسلم أَشَدَّ تَشْمِيرًا وَلاَ أَقْوَمَ عَلَى ضَيْفٍ مِنْهُ ، فَبَيْنَمَا أَنَا عِنْدَهُ يَوْمًا وَهُوَ عَلَى سَرِيرٍ لَهُ وَمَعَهُ كِيسٌ فِيهِ حَصًى أَوْ نَوًى وَأَسْفَلُ مِنْهُ جَارِيَةٌ لَهُ سَوْدَاءُ وَهُوَ يُسَبِّحُ بِهَا ، حَتَّى إِذَا أَنْفَدَ مَا فِي الْكِيسِ أَلْقَاهُ إِلَيْهَا فَجَمَعَتْهُ فَأَعَادَتْهُ فِي الْكِيسِ فَدَفَعَتْهُ إِلَيْهِ . أخرجه أبو داود والترمذي وحسنه والنسائي

4. Абу Надра аль-Гифари сказал: «Один шейх из племени Туфава сказал мне: «Однажды я гостил у Абу Хурайры в Медине. Я не видел среди сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) человека, более усердного в поклонении Аллаху, и более гостеприимного, чем Абу Хурайра. Однажды, когда я был у него, я увидел его сидящим на кровати. У него была сумочка, в которой находились камешки или косточки, которыми он поминал Аллаха. Возле кровати сидела его чернокожая прислужница, и когда камешки в сумочке закончились, он отдал ее прислужнице и она, собрав их, положила обратно в сумочку и вернула Абу Хурайре». Хадис рассказали Абу Давуд, Насаи и Тирмизи. Последний назвал его хорошим.


وعن نعيم بن المحرر بن أبي هريرة عن جده أبي هريرة رضي الله عنه أنه كان له خَيْطٌ فِيه أَلْفَا عُقْدَةٍ ، فَلاَ يَنَامُ حَتَّى يُسَبِّحَ بِهِ . أخرجه عبد الله بن الإمام أحمد في زوائد الزهد وأبو نعيم في الحلية

5. Ну'айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби Хурайра передал, что у его деда Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание. Это рассказал 'Абдулла сын имама Ахмада в «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну'айм в «Аль-хилья».


وروي مثل ذلك عن سيدنا سعد بن أبي وقاص رضي الله عنه ، وأبي سعيد الخدري رضي الله عنه ، وأبي صفية مولى النبي صلى الله عليه وآله وسلم ، والسيدة فاطمة بنت الحسين بن علي بن أبي طالب عليهم السلام وغيرهم من الصحابة والتابعين

Предания с таким же смыслом передаются от Са'да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), Абу Са'ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), Абу Суфайи, которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) освободил от рабства. Также и от Фатимы, дочери аль-Хусейна ибн 'Али ибн Аби Талиба (да пребудет над ними мир), и других сподвижников и их последователей - табиинов.


وقد صنف في مشروعية الذكر بالسبحة جماعة من العلماء منهم الحافظ جلال الدين السيوطي في رسالته " المنحة في السبحة " ، والشيخ محمد بن علان الصديقي وسماها " إيقاد المصابيح لمشروعية اتخاذ المسابيح " ، والعلامة أبو الحسنات اللكنوي في رسالة بعنوان " نزهة الفكر في سبحة الذكر " .

О дозволенности использования четок в поминании Аллаха написаны книги известными мусульманскими учеными. Среди них имам Джалялуддин ас-Суюти, который написал книгу под именем «Аль-минха фис-субха»; шейх Мухаммад ибн 'Иллян ас-Сиддики, который написал книгу под названием «Икад аль-масабих ли машру'ийяти иттихаз аль-масабих»; и имам Абу аль-Хасанат аль-Лакнави, написавший книгу по этому вопросу под названием «Нузхат аль-фикр фи субхат аз-зикр».

Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 г.х.), да смилуется над ним Всевышний, после того как рассказал эти хадисы и остальные предания, сказал:

قال الحافظ السيوطي رحمه الله تعالى بعد أن ذكر هذه الأحاديث والآثار وغيرها : " فلو لم يكن في اتخاذ السبحة غير موافقة هؤلاء السادة ، والدخول في سلكهم ، والتماس بركتهم ، لصارت بهذا الاعتبار من أهم الأمور وآكدها ، فكيف بها وهي مُذَكِّرة بالله تعالى ؛ لأن الإنسان قل أن يراها إلا ويذكر الله ، وهذا من أعظم فوائدها ، وبذلك كان يسميها بعض السلف رحمه الله تعالى .
ولم ينقل عن أحد من السلف ولا من الخلف المنع من جواز عد الذكر بالسبحة ، بل كان أكثرهم يعدونه بها ولا يرون ذلك مكروها " اهـ .

«Даже если бы в использовании четок не было бы другого достоинства, кроме проявления согласия с этими великими людьми, следования их пути и снискания их блага (бараки) - этого было бы достаточно, чтобы использование четок считалось важнейшим и достойнейшим из дел. А как иначе, если четки напоминают о Всевышнем Аллахе - каждый, кто видит их, обязательно вспоминает о Нем, и в этом их величайшая ценность. Некоторые праведные предшественники (да смилуется над ними Всевышний Аллах) так и называли их - напоминание. И нет ни одного предания, ни от ранних предшественников, ни от поздних, что они запрещали вести счет поминанию Аллаха посредством четок. Наоборот, многие из них использовали их для этой цели, и не видели в этом ничего плохого».

Источник: Муфтий Али Джум'а Мухаммад: Фатва об использовании четок.
http://www.dar-alifta.org
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ad-Dagestani
сообщение 23.11.2010, 1:10
Сообщение #10


«Господи! Умножь мои знания»
Group Icon

Группа: Администраторы
Сообщений: 767
Регистрация: 25.2.2010
Пользователь №: 29
Мазхаб: Ханафи



Пользовался четками Имам Сахнун Ат Танухи (160-240 х/777-854 м) автор книги «Аль Мудаввана», которая является основным источником маликитского мазхаба.

Передал это Имам Аз Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в своей книге «Сияру Алямин Нубаля»:

وعن إسماعيلَ بنِ إبراهيمَ، قال: دخَلتُ على سَحْنُونَ، وهو يومئذٍ قاضٍ، وفي عُنُقِهِ تَسْبيحٌ يُسبِّح به

«От Исмаила бин Ибрахима: Я зашел к Сахнуну в то время когда он был кадием/судьей. На его шее были четки, с которым он делал зикры».

Источник: Шамсуддин Аз Захаби: Сияру Алямин Нубаля: 12/66
Бейрут: Мавсуатур Рисаля: 1413/1993


Так же передал эту историю Кади Ийад в книге «Тартибуль Мадарик ва Такърибуль Масалик».


--------------------
Имам Ас Саффарини: «Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умоляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса».
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ad-Dagestani
сообщение 23.11.2010, 18:56
Сообщение #11


«Господи! Умножь мои знания»
Group Icon

Группа: Администраторы
Сообщений: 767
Регистрация: 25.2.2010
Пользователь №: 29
Мазхаб: Ханафи



Так же пользовался четками учитель Имама Ахмада в науках хадиса Яхья бин Саид Аль Къаттан (120-198 х/737-813 м).

Передал это Имам Аз Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в своей книге «Сияру Алямин Нубаля»:

قال ابنُ مَعِينٍ: وكان يَحْيى يَجِيءُ معه بمِسْباحٍ، فيُدخِلُ يدَه في ثِيابِه، فيُسبِّحُ

«Сказал Ибну Маъин: (в книге «Тариху Ибни Маъин» с риваятом Ад Дури):

Яхья (бин Саид Аль Къаттан) ходил с четками. Клал руки под свою одежду и делал зикр (с четками)».


Источник: Шамсуддин Аз Захаби: Сияру Алямин Нубаля: 9/180
Бейрут: Мавсуатур Рисаля: 1413/1993


--------------------
Имам Ас Саффарини: «Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умоляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса».
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ad-Dagestani
сообщение 28.11.2010, 6:16
Сообщение #12


«Господи! Умножь мои знания»
Group Icon

Группа: Администраторы
Сообщений: 767
Регистрация: 25.2.2010
Пользователь №: 29
Мазхаб: Ханафи



Поминал Всевышнего Аллаха с помощью четок великий Мутасаввиф Джунайд Аль Багъдади (ум. 297 х/910 м) делая 30 000 зикров в день.

Передал это Ибн Касир (701-774 х/1302-1373 м) в своей книге «Аль Бидая ван Нихая»:

ورأى بعضُهم معه سُبْحةً, فقيلَ له: أنتَ مع شَرَفِك تتَّخذُ سُبْحةً؟ فقال: طريقٌ وصَلتُ به إلى الله لا أُفارِقُه

«Некоторые люди увидели у него четки и сказали ему: Ты такой достойный человек и носишь четки? Джунайд ответил им: Это путь, с помощью которого я достиг Аллаха, и я не оставлю его».

Источник: Ибн Касир: Аль Бидая ван Нихая: 14/768
Дару Хаджр: 1419/1998


Этот риваят также передали Имам Аль Байхакъи с иснадом в книге «Аз Зухд» (293), Аль Хатибуль Багъдади в «Тариху Багъдад» (7/245), Инбу Халликан в «Вафаятуль Айан ва Анбау Абнаиз Заман» (1/373), Сафади в «Аль Вафи биль Вафаят» (11/203).


--------------------
Имам Ас Саффарини: «Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умоляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса».
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Abu Bakr
сообщение 15.12.2011, 14:53
Сообщение #13


Старожил
*****

Группа: Модераторы
Сообщений: 3 971
Регистрация: 25.5.2010
Пользователь №: 703
Мазхаб: Шафии



Шафиитский ученый, хафиз Абу Зура Валийюддин аль-Ираки (762-826 х/1361-1423 м) был спрошен по теме:

المسألةُ العشْرونَ : اتخاذُ السُّبْحةِ والتعديدُ بها - هل ثبَت فيه أصلٌ يُعْتدُّ به ؟ واتخاذُها مع حصول تذكيرٍ منه لصاحبها ولغيره خيرٌ أم ترْكُها ؟

الجواب : أن اتخاذَ السُّبْحة المعروفةِ بخصوصِها لعَدَدِ التسبيحِ لا أَعلَم فيه شيئا ثابتا عن النبي - صلى الله عليه وآله وسلم - لكن ورَدتْ عِدّةُ أحاديثَ في عَقْدِ التسبيح بالأصابعِ ، وفي التسبيح بالحَصَى والنَّوَى , فهو أصلُ السُّبْحةِ إذْ هو في معناه

Двадцатый вопрос: Использование четок и пересчитывание (зикра) с их помощью – Есть ли этому основа, которую можно принят в счет? Лучше будет брать их с собой, вместе с тем, что они напоминают ему и другим делать зикр или оставить их?

Ответ: Использование четок (субха), которые известны тем, что их применяют специально для подсчета тасбииха (зикра - поминания Аллаха), я не знаю про них ничего достоверно переданного от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но были переданы несколько хадисов о подсчете тасбиха на пальцах, а также, что считали тасбиих при помощи маленьких камешек и косточек финика. Вот в этом и есть основа (довод) на использование четок (субха), потому что они в том же значении, что камешки и косточки финика.


Источник: Валийюддин аль-Ираки: Аль Аджвибатуль Марзия аниль Асилятиль Маккия: 84
Мактабату Тавъиятиль Исламийя
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Abu Bakr
сообщение 26.12.2011, 10:59
Сообщение #14


Старожил
*****

Группа: Модераторы
Сообщений: 3 971
Регистрация: 25.5.2010
Пользователь №: 703
Мазхаб: Шафии



Имам Абдуль-Хай аль-Лякнави (1264-1304 х/1848-1888 м) передает в своей книге историю, произошедшую с имамом ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м):

أنه كان مع قافلة في درب بيت المقدس فقامت عليهم سرية عرب وجردوا القافلة جميعها وردوني معهم فلما أخذوا عمامتي سقطت سبحة من رأس فلما رأوها قالوا: هذا صاحب سبحة فردوا علي ما كان أخذ مني وانصرفت سالما منهم. قال السيوطي: فانظر يا أخي إلى أهل الآلة المباركة الزاهرة وما جمع فيها من خيري الدنيا والآخرة

Передаётся очень интересная история об имаме ас-Суюты. Он рассказывает, что однажды ехал вместе с караваном, направлявшимся в аль-Къудс. На их караван напали и стали отбирать всё имущество. То же самое постигло и имама ас-Суюты, однако, когда из его чалмы выпали чётки, то нападавшие вернули ему всё, что отобрали. Сам имам ас-Суюты об этом говорит: «Посмотрите, какую пользу приносит этот инструмент, который является благом этого мира и последующего».

[«Нузхат аль-фикр фи сабхат аз-зикр», 25]
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Абу Умар ас-Сахаби
сообщение 8.2.2012, 21:48
Сообщение #15


Старожил
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 902
Регистрация: 9.8.2010
Пользователь №: 1 676



Сказал Ибн 'Усаймин :
التسبيح بالمسبحة تركه أولى وليس ببدعة لأن له أصلا وهو تسبيح بعض الصحابة بالحصى ، ولكن الرسول صلى الله عليه وسلم أرشد إلى أن التسبيح بالأصابع أفضل وقال " اعقدن - يخاطب النساء - بالأنامل فإنهن مستنطقات " فالتسبيح بالمسبحة ليس حراما ولا بدعة لكن تركه أولى لأن الذي يسبح بالمسبحة ترك الأولى وربما يشوب تسبيحه شيء من الرياء لأننا نشاهد بعض الناس يتقلد مسبحة فيها ألف خرزة كأنما يقول للناس : انظروني إني أسبح ألف تسبيحة ، ثالثا : أن الذي يسبح بالمسبحة في الغالب يكون غافل القلب ولهذا تجده يسبح بالمسبحة وعيونه في السماء وعلى اليمين وعلى الشمال مما يدل على غفلة قلبه فالأولى أن يسبح الإنسان بأصابعه والأولى أن يسبح باليد اليمنى دون اليسرى لأن النبي صلى الله عليه وسلم كان يعقد التسبيح بيمينه ولو سبح بيديه جميعا فلا بأس لكن الأفضل أن يسبح بيده اليمنى فقط


«Тасбих с четками не является нововведением, потому что у него есть основа – некоторые сахабы делали тасбих при помощи камушек. Однако Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, учил, что тасбих на пальцах лучше. Он сказал: «Считайте на кончиках пальцев, поистине, они будут говорить (свидетельствовать)». Тасбих с четками не является харамом или бид’а, но лучше этого не делать, потому что тот, кто делает тасбих с четками, упускает нечто лучшее. Иногда тасбих с четками имеет примесь показухи, потому что мы видим, как некоторые люди надевают на шею четки с тысячей бусинок, как бы говоря людям: посмотрите на меня, я делаю тысячи тасбих! Во-вторых, те, кто используют для тасбиха четки, по большей части бывают небрежными, и по этой причине их можно увидеть перебирающими четками, а их глаза смотрят в небо или по сторонам, что указывает на их рассеянность. Поэтому тасбих лучше делать правой рукой, не левой, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал тасбих правой ркой. Тасбих можно делать обеими руками, но лучше делать это только правой рукой».

Источник: Ибн Усаймин, «Ликаъ аль-Мафтух» 3/30


--------------------
Доволен я Аллахом как Господом, исламом − как религией, Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.
http://abu-umar-sahabi.livejournal.com
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 24.4.2017, 18:54
Яндекс.Метрика