Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Муджаддиды Уммы
Al-Fatava Forum > Разное > Статьи - Обсуждения
Abu Bakr
بسم الله الرحمن الرحيم

Муджаддиды Уммы


Предлагаю в этой теме выкладывать от ученых, о том кого называли муджаддидом (обновителем религии) в каждом столетии.
Abu Bakr
Сказал Имам аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м):

قَالَ الحَاكِمُ:سَمِعْتُ حَسَّانَ بنَ مُحَمَّد يَقُوْلُ:كُنَّا فِي مَجْلِس ابْن سُرَيْج سَنَةَ ثَلاَثٍ وَثَلاَثِ مائَةٍ، فَقَامَ إِلَيْهِ شَيْخٌ مِنْ أَهْلِ العِلْمِ فَقَالَ:أَبْشِرْ أَيُّهَا القَاضِي، فَإِنَّ اللهَ يبعثُ عَلَى رَأْسِ كُلّ مائَة سَنَةٍ مَنْ يجدِّد-يَعْنِي:لِلأُمَّة-أَمر دِينهَا، وَإِنَّ اللهَ تَعَالَى بعثَ عَلَى رَأْس المائَة عُمَرَ بنَ عَبْدِ العَزِيْزِ، وَبَعَثَ عَلَى رَأْس المائَتَيْنِ مُحَمَّد بن إِدْرِيْسَ الشَّافِعِيّ، وَبعثَكَ عَلَى رَأْس الثَّلاَث مائَة، ثُمَّ أَنشَأَ يَقُوْلُ: اثْنَانِ قَدْ ذَهَبَا فَبُورِكَ فِيْهِمَا*عُمَرُ الخَلِيْفَةُ ثُمَّ حلفُ السُّؤْدُدِ الشَّافِعِيّ الأَلْمَعِيُّ مُحَمَّدٌ*إِرْثُ النُّبُوَّةِ وَابْنُ عَمِّ مُحَمَّدِ
أَبْشِرْ أَبَا العَبَّاسِ إِنَّكَ ثَالثٌ*مِنْ بَعْدِهِمْ سُقْياً لتُرْبَةِ أَحْمَدِ قَالَ:فصَاح أَبُو العَبَّاسِ، وَبَكَى، وَقَالَ:لَقَدْ نعَى إِلَيَّ نَفْسِي. قَالَ حَسَّانُ الفَقِيْه:فَمَاتَ القَاضِي أَبُو العَبَّاسِ تِلْكَ السّنَة.

قُلْتُ( الذَّهبي) :وَقَدْ كَانَ عَلَى رَأْس الأَربع مائَة الشَّيْخُ أَبُو حَامِدٍ الإسْفَرَايينِيّ، وَعَلَى رَأْسِ الخمس مائَة أَبُو حَامِدٍ الغزَالِيّ، وَعَلَى رَأْس الَسْتِّ مائَة الحَافِظُ عَبْدُ الغنِيّ، وَعَلَى رَأْس السَّبعِ مائَة شَيْخنَا أَبُو الفَتْحِ ابْنُ دَقيق العِيْد.

Сказал аль-Хаким: Я слышал как Хасан ибн Мухаммад сказал: "Мы были на маджлисе ибн Сурейджа в 303 году по хиджре, и встал перед нами шейх из числа людей знания (ученых) и сказал: "Радуйся, о къади (судья, т.е. ибн Сурейдж), Поистине Аллах посылает в начале каждого столетия того, который обновляет дела этой религии для Уммы. Поистине Аллах Всевышний послал в начале первого столетия Умара ибн Абд аль-Азиза, в начале 2-го столетия Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии и послал тебя (ибн Сурейдж) в начале 3-го века..."""

Я (аз-Захаби) говорю: В 4-м столетии им был шейх Абу Хамид аль-Исфараини, в 5-м столетии им был Абу Хамид аль-Газали, в 6-м столетии им был хафиз Абд аль-Гани, в 7-м веке им был наш шейх Абу аль-Фатх ибн Дакъикъ аль-Ид.


[«Сияр а`лям ан-нубаля», Биография 114 Ибн Сурайдж, том 14, стр. 203]
ahlul Hakk
Ассалямуаляйкум. Как-то читал в одной статье что в одном столетии может быть не один муджаддид. Слов ученых там вроде не было. Есть ли у кого что-то от знающих об этом ?
Abu Bakr
Цитата(ahlul Hakk @ 14.11.2011, 3:02) *

Ассалямуаляйкум. Как-то читал в одной статье что в одном столетии может быть не один муджаддид. Слов ученых там вроде не было. Есть ли у кого что-то от знающих об этом ?


Вааляйкуму ссалям. Да такое мнение тоже есть, если верить материалу от салаф форума.

Ученые разошлись относительно того, может ли быть несколько муджаддидов в одно время или же он будет только один. О том, что муджаддид может быть только один, передают от имама Ахмада, и это же мнение выбрал имам ас-Субки, а ас-Суюты приписал его мнению большинства ученых. См. “Табакъат аш-шафи’ия” 1/104, “Хулясатуль-асар” 3/345.

Другие же ученые говорили, что муджаддидов может быть больше, чем один.
Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Необязательно, что каждые сто лет муджаддид должен быть только один”. См. “Фатхуль-Бари” 13/295.
Имам Ибн аль-Асир говорил: “В этом хадисе (о муджаддиде) не указания на то, что посланный муджаддид в начале каждого столетия будет только один. Поистине, это может быть один человек, а может быть и больше, поскольку слово “ман” «кто» применяется в отношении одного и большего числа!” См. “аль-Джами’ аль-усуль” 11/320.
Также говорил и имам аль-Мунави: “Слово «кто» применимо как к одному, так и к большему числу”. См. “Файдуль-Къадир” 2/282.
Abu Bakr
Имам Ахмад утверждал однозначно, что халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и имам аш-Шафи’и были муджаддидами в свое время, и в отношении этого неизвестно разногласий среди ученых. См. ”Сафуату-ссафуа” 2/64, 2/140, ”Тарих аль-Багъдад” 2/62.

Имам аз-Зухри говорил: ”Когда наступил сотый год (по хиджре) Аллах облагодетельствовал эту общину ‘Умаром ибн ‘Абдуль-‘Азизом”. См. ”Тафсир ад-Дурр аль-мансур” 3/163.

Имам Ахмад сказал: ”Если меня спросят о каком-либо вопросе, на который я не знаю довода, то я отвечу словами аш-Шафи’и. Ведь сообщается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что Аллах будет посылать в каждые сто лет того, кто будет обучать людей Сунне и выявит ложь, возведенную на пророка (мир ему и благословение Аллаха). И мы посмотрели и нашли, что в первое столетие им был ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, а во второе аш-Шафи’и”. аль-Байхакъи в ”аль-Мадхаль”, аль-Хатыб в ”Тарих аль-Багъдад” 2/62.
Abu Bakr
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 м) в своей касыде о муджаддидах, перечисляя их говорит:

الحمد للّه العظيم المنه * المانح الفضل لأهل السنة
ثم الصلاة والسلام نلتمس * على نبي دينه لا يندرس
لقد أتى في خبر مشتهر * رواه كل عالم معتبر
بأنه في رأس كل مئة * يبعث ربنا لهذى الأمة
مناً عليها عالماً يجدد * دين الهدى لأنه مجتهد
فكان عند المئة الأولى عمر * خليفة العدل بإجماع وقر
والشافعي كان عند الثانية * لما له من العلوم السامية
وابن سريج ثالث الأئمة * والأشعري عده من أمّه
والباقلاني رابع أو سهل أو * الاسفرايني خلف قد حكوا
والخامس الحبر هو الغزالي * وعده ما فيه من جدال
والسادس الفخر الإمام الرازي * والرافعي مثله يوازي
والسايع الراقي إلى المراقي * ابن دقيق العيد بإتفاق
والثامن الحبر هو البلقيني * أو حافظ الأنام زين الدين


В 1-м веке господин Умар ибн Абдуль-Азиз
Во 2-м веке имам аш-Шафии.
В 3-м веке имам Ибн Сурейдж и имам Абуль-Хасан аль-Ашъари.
В 4-м веке имам аль-Бакъиляни или Сахлу (ас-Са`люки), или имам аль-Исфарийини
В 5-м веке имам Абу Хамид аль-Гъазали
В 6-м веке имам Фахруддина ар-Рази и ар-Рафиъи
В 7-м веке имам Ибн Дакъикъ аль-`Ид
В 8-м веке имам аль-Булкъини или хафиз Зайнуддин аль-Ираки


[Касыда имама ас-Суюти о муджаддидах]
Abu Bakr
Сказал Имам аль-Аджлуни (1087-1162 х/1676-1749 м):

قال البيهقي في المدخل بسنده إلى الإمام أحمد: إنه كان في المائة الأولى عمر بن عبد العزيز، وفي الثانية الشافعي، وزاد غيره: وفي الثالثة أبو العباس بن سريج، وقيل أبو الحسن الأشعري، وفي الرابعة أبو الطيب سهل الصعلوكي، وأبو حامد الأسفراييني - أو الباقلاني - وفي الخامسة حجة الاسلام محمد الغزالي، وفي السادسة الفخر الرازي أو الحافظ عبد الغني، وفي السابعة ابن دقيق العيد، وفي الثامنة البلقيني أو الزين العراقي (كشف الخفاء - العجلوني - ج ١ - الصفحة ٢٤٤)

Сказал аль-Байхаки в «Мадхаль» с иснадом до имам Ахмада: «Был в первом веке Умар ибн Абдуль Азиз, во втором же аш-Шафии. Другие добавили: В 3-м веке был Абуль-Аббас ибн Сурайдж, другие же сказали Абуль-Хасан аль-Аш`ари. В 4-м Абу Тайиб Сахлу ас-Саълюки и Абу Хамид аль-Исфараини или аль-Бакъиляни. В 5-м Худжатуль Ислам Мухаммад аль-Гъазали. В 6-м Фахруддин ар-Рази или хафиз Абдуль-Гани. В 7-м Ибн Дакъикъ аль-`Ид. В 8-м аль-Булькъини или Зайнуддин аль-Ираки.

[Аль-Аджлуни, «Кашфуль Хафа», том 1, стр. 244]

Еще встретил на сайте шейха аль-Кардави, не понял чьи это были слова, но там говорилось, то что в каждом веке бывает несколько муджаддидов объясняется тем, что каждый из них в своей области муджаддид. И сказано было что в 3-м веке Ибн Сурайдж был в фикхе, Абуль-Хасан аль-Ашари в акыде, ан-Насаи в хадисе.

Также аль-Аджлуни приводит там же и касыду имама ас-Суюти о муджаддидах.
Abu Muhannad
В хадисе Пророка, салаЛлаху алейхи ва салям, по этому поводу говорится:

«Заслуживающие доверия учёные из каждого последующего поколения будут нести это знание. Они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд». (передал Ахмад ).

Имам Навави, рахимахуллах, приводит этот хадис в книге «Тахзибуль-асма» и далее пишет:

تهذيب الأسماء - النواوي وفى الحديث الآخر: "يحمل هذا العلم من كل خلف عدوله ينفون عنه تحريف الغالين، وانتحال المبطلين، وتأويل الجاهلين".
وهذا إخبار منه - صلى الله عليه وسلم - بصيانة العلم وحفظه وعدالة ناقليه، وأن الله تعالى يوفق له فى كل عصر خلفاء من العدول يحملونه وينفون عنه التحريف وما بعده فلا يضيع، وهذا تصريح بعدالة حامليه فى كل عصر، وهكذا وقع ولله الحمد، وهذا من أعلام النبوة، ولا يضر مع هذا كون بعض الفساق يعرف شيئًا من العلم، فإن الحديث إنما هو إخبار بأن العدول يحملونه لا أن غيرهم لا يعرف شيئًا منه، والله أعلم.

«В этом хадисе Пророк сообщает нам, что знание будет сохранено, и что носители (передатчики) знаний заслуживают доверия, и что Аллах сделает так, что в каждом веке будут наместники, и ими станут учёные, заслуживающие доверия, несущие знания и исправляющие искажения, и знания не будут утеряны. В хадисе напрямую говорится, что в каждом столетии носители знаний будут заслуживать доверия. Хвала Аллаху, всё именно так, как сообщается в хадисе, и это один из признаков истинности пророчества. И то, что некоторые грешники обладают отдельными знаниями, никоим образом этот хадис не опровергает, так как в хадисе говорится, что заслуживающие доверия учёные будут носителями и передатчиками знаний, а не что никто, кроме них, не будет обладать знаниями».

http://darulfikr.ru/node/634#footnote3_osd04qn
Abu Bakr
Сказал аль-Алляма, имам Мухаммад Шамсуль-Хакк аль-Азым Абади (1273-1329 х) после того как привел касыду ас-Суюти о муджаддидах:

قُلْت : وَقَدْ عَدَّ مِنْ الْمُجَدِّدِينَ عَلَى رَأْس الْمِائَة الْأُولَى : اِبْن شِهَاب الزُّهْرِيّ وَالْقَاسِم بْن مُحَمَّد وَسَالِم بْن عَبْد اللَّه وَالْحَسَن الْبَصْرِيّ وَمُحَمَّد بْن سِيرِينَ وَمُحَمَّد الْبَاقِر وَعَلَى رَأْس الْمِائَة الثَّانِيَة : يَحْيَى بْن مَعِين إِمَام الْجَرْح وَالتَّعْدِيل ، وَعَلَى رَأْس الثَّالِثَة : النَّسَائِيَّ صَاحِب السُّنَن ، وَعَلَى رَأْس الرَّابِعَة : الْحَاكِم صَاحِب الْمُسْتَدْرَك وَالْحَافِظ عَبْد الْغَنِيّ بْن سَعِيد الْمِصْرِيّ ، وَعَلَى رَأْس التَّاسِعَة السُّيُوطِيّ كَمَا اِدَّعَاهُ ، وَعَلَى رَأْس الْعَاشِرَة شَمْس الدِّين بْن شِهَاب الدِّين الرَّمْلِيّ . قَالَ الْمُحِبِّيّ فِي خُلَاصَة الْأَثَر فِي أَعْيَان الْقَرْن الْحَادِي عَشَر فِي تَرْجَمَته : ذَهَبَ جَمَاعَة مِنْ الْعُلَمَاء إِلَى أَنَّهُ مُجَدِّد الْقَرْن الْعَاشِر . اِنْتَهَى .
وَمِنْ الْمُجَدِّدِينَ عَلَى رَأْس الْحَادِيَة عَشَر : إِبْرَاهِيم بْن حَسَن الْكُرْدِيّ الْكُورَانِيّ خَاتِمَة الْمُحَقِّقِينَ عُمْدَة الْمُسْنِدِينَ نَزِيل الْمَدِينَة .
وَعَلَى رَأْس الثَّانِيَة عَشَر : الشَّيْخ صَالِح بْن مُحَمَّد بْن نُوح الْفُلَانِيّ نَزِيل الْمَدِينَة وَالسَّيِّد الْمُرْتَضَى الْحُسَيْنِيّ الزُّبَيْدِيّ .
وَعَلَى رَأْس الثَّالِثَة عَشَر : …السَّيِّد نَذِير حُسَيْن…. عون المعبود - العظيم آبادي ( - 1329) (ج 9 / ص 326)

Я говорю: Из муджаддидов посчитали в начале 1-го века Ибн Шихабуддина аз-Зухри, Касим ибн Мухаммад, Салим ибн Абдуллах, Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин, Мухаммад аль-Бакир.
В начале 2-го веке: Яхья ибн Маин, имам джарх ва таъдиль.
В начале 3-го веке, ан-Насаи автор «Сунан».
В начале 4-го веке аль-Хаким автор «аль-Мустадрак», и хафиз Абуль-Гани ибн Саид аль-Мисри.

В начале 9-го веке ас-Суюти, в 10-веке Шамсудддин ибн Шихабуддин ар-Рамли. Сказал Аль-Мухибби в предисловии к книге «Хулясатуль Асар фи аъяни аль-карни аль-хади ашара»: "Группа ученых сошлась на том, что он является муджаддидом 10-го века".
Из муджаддидов в начале 11 века был Ибрахим ибн Хасан аль-Курди аль-Курани.
В начале 12 века шейх Салих ибн Мухаммад ибн Нух аль-Фуляний житель Медини и господин аль-Муртаза аль-Хусайн аз-Зубайди.
В начале 13 века, наш великий шейх Сайид Назир Хусейн.


Авнуль маъбуд», том 9, стр. 326]
Ibn Ahmad al-Ceko
Цитата(Abu Bakr @ 14.11.2011, 5:46) *

Еще встретил на сайте шейха аль-Кардави, не понял чьи это были слова, но там говорилось, то что в каждом веке бывает несколько муджаддидов объясняется тем, что каждый из них в своей области муджаддид. И сказано было что в 3-м веке Ибн Сурайдж был в фикхе, Абуль-Хасан аль-Ашари в акыде, ан-Насаи в хадисе.

Также аль-Аджлуни приводит там же и касыду имама ас-Суюти о муджаддидах.


Эти слова Имама аз-Захаби в "Сияр" (12/38 стр.), их приводит Имам аз-Забиди в "Итхаф" (1/36 стр. в <мукаддама>).

Помимо этого, Имам аз-Забиди из "Джамиъ аль-Усуль" Ибн Асира приводит, что этот хадис не может ограничиться на факихов, он относится и к справедливым правителям, мухаддисам, чтецам (Корана), и проповедникам... И далее перечисляет муджаддидов каждой категории:

1-й век хиджры.

Из справедливых правителей: Умар ибн Абд аль-Азиз.

Из факихов: Мухаммад Бакир, Касим бин Мухаммад, Салим бин АбдуЛлах, Хасан аль-Басри и Ибн Сийрин.

Из чтецов: Ибн Касир.

Из мухаддисов: аз-Зухри.

2-й век хиджры.


Из справедливых правителей: Халиф Маъмун.

Из факихов: Имам аш-Шафии, Имам ал-Люълюи (Ханафит), Имам Ашхаб (Маликит), и Али бин Муса ар-Рида (Имамит).

Из чтецов Корана: аль-Хадрами.

Из Мухаддисов: Ибн Муин.

Из аскетов: Суфий Маъруф аль-Курхи (тут есть опровержение псевдосаляфитам, которые возмущались за то что мы некоторых суфийских шейхов называем муджаддидами).

3-й век хиджры.

Из справедливых правителей: Халиф аль-Муктадир.

Из факихов: Ибн Сурайдж, и ат-Тахави (Ханафит).

Из мутакаллимов: Имам Абу аль-Хасан Али аль-Ашъари.

Из мухаддисов: Имам ан-Насаи.

4-й век хиджры.

Из справедливых правителей: Халиф аль-Кадир биЛлах.

Из факихов: Имам аль-Исфирайини, Имам аль-Хаварзими (Ханафит), Имам Абд аль-Ваххаб(Маликит), Хусай аль-Фараъ (Ханбалит).

Из мутакаллимов: Имам аль-Бакиллани, и Ибн Фурак.

Из мухаддисов: Имам аль-Хаким.

Из аскетов: Суфий Имам ад-Дайнури.



Источник: Имам Мухаммад аз-Забиди аль-Ханафи (ум.1205 г.х.): "Итхаф садат аль-Муттакин": (1/36-37 стр.)
Изд. дом. <Дар аль-Кутуб аль-Ильмийя> Бейрут. 1426 х. -2005 м. год.
Laysa
Мне вот интересно, Махмуд Устаосманоглу, некоторые его мюриды замахиваются на "муджтахида (муджаддида) мутлакъ" в отношении своего шейха после конференции прошедшей в Турции.
Даже если и муфтии Ливана назвал его муджаддидом, то наверное в тасаввуфе...?

Братья, Абу Хамид Аль-Исфараини в 4-м столетии от Аз-Захаби - это ханбалит Исфараини или шафиитский алим?
Zayd
Цитата(Laysa @ 16.11.2011, 13:03) *

Мне вот интересно, Махмуд Устаосманоглу, некоторые его мюриды замахиваются на "муджтахида (муджаддида) мутлакъ" в отношении своего шейха после конференции прошедшей в Турции.
Даже если и муфтии Ливана назвал его муджаддидом, то наверное в тасаввуфе...?

Братья, Абу Хамид Аль-Исфараини в 4-м столетии от Аз-Захаби - это ханбалит Исфараини или шафиитский алим?

Абу Хьамид Аль-Исфираиний, шафи1ит, усулий, факъихъ

Ты наверно путаешь с Имамом Сафариний, хьанбалитом, но он жил намного позже если не ошибаюсь
Sunnit
Цитата(Laysa @ 16.11.2011, 10:03) *

Мне вот интересно, Махмуд Устаосманоглу, некоторые его мюриды замахиваются на "муджтахида (муджаддида) мутлакъ" в отношении своего шейха после конференции прошедшей в Турции.
Даже если и муфтии Ливана назвал его муджаддидом, то наверное в тасаввуфе...?

Братья, Абу Хамид Аль-Исфараини в 4-м столетии от Аз-Захаби - это ханбалит Исфараини или шафиитский алим?


ас-саляму 'аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракатух ! А кто назвал его мужтахидом тем более мутлякь ? На сколько я знаю там было сказано муджаддид и там ведь не только муфтий Ливана был .
Laysa
Цитата(Sunnit @ 17.11.2011, 5:38) *

ас-саляму 'аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракатух ! А кто назвал его мужтахидом тем более мутлякь ? На сколько я знаю там было сказано муджаддид и там ведь не только муфтий Ливана был .


Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух.

http://vkontakte.ru/videos-10605794?sectio...%2Fclub10605794
Sunnit
баракаЛлаху фика брат , этот ролик я видел ) получается понятие муджадид вбирает в себя также и понятие муджтахидуль мутлякь ? А на счет других ученых которые присутствовали на том мажлисе можно посмотреть тут http://vkontakte.ru/topic-10605794_24624977
Abu Bakr
Братья поищите кто может, про шейха Ахмада Сирхинди, известного как Имам Раббани, къадасаллагьу рухагьу. Ведь его тоже считают муджаддидом второго тысячелетия.

Брат один подсказал, что многие индийские ученые так считали. Да как я понимаю и современные суннитские ученые не отрицают, что он был муджаддидом.
абу ибрахим
Цитата(Abu Bakr @ 17.11.2011, 6:49) *

Братья поищите кто может, про шейха Ахмада Сирхинди, известного как Имам Раббани, къадасаллагьу рухагьу. Ведь его тоже считают муджаддидом второго тысячелетия.

Брат один подсказал, что многие индийские ученые так считали. Да как я понимаю и современные суннитские ученые не отрицают, что он был муджаддидом.


Шейх Мухаммад-Амин аль-Курди аль-Ирбили (ум. 1332 х/1913 м) сказал:

"Он – жемчужина короны аулия и ‘арифов и ‘урратун незапятнанных лбов благородных коней с белыми ногами. Он — совершенный наставник и наставник совершенных. Он — призывающий людей правдой к Аллаху, полюс единобожия, сама уникальность в знании, божественный имам и обновитель ислама второго тысячелетия [по хиджре]. Он получил прозвище ”Фарук”, потому что его происхождение восходит к нашему сеййиду и мауляне, повелителю правоверных ‘Умару Фаруку — да будет Аллах доволен им!".

["Книга вечных даров", Мухаммад-Амин аль-Курди]


Наверное не лишним будет добавить, что он стал шейхом трех тарикатов в возрасте 17 лет.
Abu Bakr
Имам, Шейхуль Ислам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) пишет о муджаддидах религии:

وقال حميد بن زنجويه: قال أحمد بن حنبل: يروى فى الحديث أن الله تعالى يبعث على رأس كل مائة عام من يصحح لهذه الأمة دينها، فنظرنا فى المائة الأولى، فإذا هو عمر بن عبد العزيز. وهذا الحديث الذى ذكره أحمد رواه أبو داود فى سننه من رواية أبى هريرة، عن رسول الله - صلى الله عليه وسلم -، وحمله العلماء فى المائة الأولى على عمر، والثانية على الشافعى، والثالثة على أبى العباس بن سريج. وقال الحافظ أبو القاسم بن عساكر: عندى أنه يحمل على أبى الحسن الأشعرى، والمشهور أنه ابن سريج. رواه الحاكم أبو عبد الله، وأنشدوا فيه شعرًا. وفى الرابعة قيل: أبو سهل الصعلوكى، وقيل: القاضى ابن الباقلانى، وقيل: أبو حامد الإسفراينى، وفى الخامسة الإمام أبو حامد الغزالى، رحمه الله، والله أعلم


«Сказал Хумайд ибн Занджави: сказал Ахмад ибн Ханбал: приводится в хадисе, что Всевышний Аллах будет посылать в конце каждого столетия возрождающего для этой уммы ее религию. Посмотрев в первое столетие им будет Умар ибн Абдуль-Азиз. Этот хадис, который упомянул Ахмад, также приводит Абу Давуд в "Сунан" риваят Абу Хурайры от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ученые отнесли этот хадис в первом столетии к Умару ибн Абдуль-Азизу, во втором к аш-Шафии, а в третьем к Абуль-Аббасу ибн Сурейджу. Сказал Абуль-Касим ибн Асакир: По моему мнению (в третьем столетии) это Абуль-Хасан аль-Аш’ари, а (мнение) машхур/известное, что Ибн Сурейдж. Привел его аль-Хаким Абу Абдуллагь и воспел стих об этом. В четвертом (столетии): сказали, что Абу Сахл ас-Са’люки, сказали также, что Кади (Абу Бакр) ибн аль-Бакилляни, сказали также, что Абу Хамид аль-Исфарайини. А в пятом (столетии) Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ними Аллах, а Аллах знает лучше».

[Ан-Навави, «Тахзиб аль-Асмау ва аль-Люгат», 1/520]
Abu Bakr
Шейхуль Ислам, имам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал:

عن النبى - صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: "إن الله عز وجل يبعث لهذه الأمة على رأس كل مائة سنة من يجدد لها دينها وفى الخامسة الإمام أبو حامد الغزالى، رحمه الله


«Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине Аллах будет посылать этой Умме в начале каждого столетия того, кто будет обновлять дела религии для нее", и в 5-м веке таким человеком был имам Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах».

[Имам ан-Навави, «Тахзибуль-Асмаи вал-Люгат»]
Расул Сугури
Цитата(Laysa @ 16.11.2011, 10:03) *

Мне вот интересно, Махмуд Устаосманоглу, некоторые его мюриды замахиваются на "муджтахида (муджаддида) мутлакъ" в отношении своего шейха после конференции прошедшей в Турции.
Даже если и муфтии Ливана назвал его муджаддидом, то наверное в тасаввуфе...?

В 2010 г. в Стамбуле произошло знаменательное событие: собрались 320 мусульманских ученых из 42 стран мира. В своём выступлении от имени всех собравшихся ученых муфтий Ливана Усама Руфаи назвал шейха Махмуда аль-Уфи (к.с.) Муджадидом 15 века по хиджре и 21 века по григорианскому летоисчислению (милади).взято ИЗ
Abu Bakr
Хафиз Абуль-Касим ибн Асакир (499-571 х/1105-1175 м) сказал:

وَسَمِعْتُ الشَّيْخَ الإِمَامَ أَبَا الْحَسَنِ عَلِيَّ بْنَ الْمُسْلِمِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عَلِيٍّ الْفَتْحَ بْنَ عَلِيٍّ السُّلَمِيَّ عَلَى كُرْسِيِّهِ بِجَامِعِ دِمْشَقَ ، يَقُولُ : وَذَكَرَ حَدِيثَ أَبِي عَلْقَمَةَ هَذَا ، فَقَالَ : كَانَ عَلَى رَأْسِ الْمِائَةِ الأُولَى : عُمَرُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ ، وَكَانَ عَلَى رَأْسِ الْمِائَةِ الثَّانِيَةِ : مُحَمَّدُ بْنُ إِدْرِيسَ الشَّافِعِيُّ ، وَكَانَ عَلَى رَأْسِ الْمِائَةِ الثَّالِثَةِ : الأَشْعَرِيُّ ، وَكَانَ عَلَى رَأْسَ الْمِائَةِ الرَّابِعَةُ : ابْنُ الْبَاقِلانِيِّ ، وَكَانَ عَلَى رَأْسِ الْمِائَةِ الْخَامِسَةِ : أَمِيرُ الْمُؤْمِنِينَ الْمُسْتَرْشِدُ بِاللَّهِ ، وَعِنْدِي : أَنَّ الَّذِي كَانَ عَلَى رَأْسِ الْخَمْسِ مِائَةٍ : الإِمَامُ أَبُو حَامِدٍ مُحَمَّدُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ مُحَمَّدٍ الْغَزَالِيُّ ، الطُّوسِيُّ الْفَقِيهُ لأَنَّهُ كَانَ عَالِمًا عَامِلا ، فَقِيهًا ، فَضِلا أُصُولِيًّا ، كَامِلا مُصَنِّفًا عَاقِلا ، انْتَشَرَ ذِكْرُهُ بِالْعِلْمِ فِي الآفَاقِ ، وَبَرَزَ عَلَى مَنْ عَاصَرَهْ بِخُرَاسَانَ ، وَالشَّامِ ، وَالْعِرَاقِ.
وَذَكَرَ غَيْرُ الْفَقِيهِ أَبِي الْحَسَنِ ، أَنَّ أَبَا الْعَبَّاسِ أَحْمَدَ بْنَ عُمَرَ بْنِ سُرَيْجٍ الْفَقِيهَ هُوَ الَّذِي كَانَ عَلَى رَأْسِ الثَّلاثِمِائَةِ ، وَأَنَّ أَبَا الطَّيِّبِ سَهْلَ بْنَ مُحَمَّدِ بْنِ سُلَيْمَانَ الصُّعْلُوكِيَّ النَّيْسَابُورِيَّ هُوَ الَّذِي كَانَ عَلَى رَأْسِ الأَرْبَعِ مِائَةِ ، وَقَوْلُ مَنْ قَالَ إِنَّهُ أَبُو الْحَسَنِ الأَشْعَرِيُّ أَصْوبُ ، لأَنَّ قِيَامَهُ بِنُصْرَةِ السُّنَّةِ إِلَى تَجْدِيدِ الدِّينِ أَقْرَبُ ، فهو الذي انتدب للرد على المعتزلة ، وسائر أصنَاف المبتدعة المضللة ، وحالته في ذلك مشتهرة ، وكتبه في الرد عليهم منتشرة ، فأما أَبُو العباس بن سريج ، فكان فقيهًا مطلعًا وبعلم أصول الفقه وفروعه نبيها


«Я слышал шейха, имама Абуль Хасана Али бин Муслим бин Мухаммад бин Али аль-Фатх бин Али ас-Салями как он (сидя) на своем кресле в Дамаске говорил: «И рассказал этот хадис (об обновителях религии) Аби Алкамата и сказал: «Умар бин Абдуль Азиз был (обновителем) в начале 1-го столетия, а в начале 2-го столетия был Мухаммад бин Идрис аш-Шафии, а в начале 3-го столетия был аль-Аш’ари, а в начале 4-го столетия Ибн аль-Бакилляни, в начале 5-го столетия Амируль Муъмин Аль-Мустаршиду БилЛяхи.

(Далее говорит Ибн Асакир) А по моему мнению в начале 5-го столетия - это имам Абу Хамид аль-Газали ат-Туси, потому что он был ученым, который следует за тем, что знает, а также факихом, драгоценным усулием, совершенным автором, разумным. Упоминание о нем, как о знающем распространилось в уголках земли. Он превзошел своих современников в Хорасане, в Сирии и в Ираке.

Упомянул факих Абул-Хасан, что Абуль Аббас Ахмад бин Умар бин Сурейдж является тем, кто был в 3-м столетии (обновителем), и что Абу Тайиб Сахл бин Мухаммад бин Сулейман ас-Са’люки ан-Найсабури является тем, кто был в начале 4-го столетия. А слово тех, кто говорит, что это был Абуль-Хасан аль-Аш’ари является самым правильным, поскольку его помощь Сунне более близка к возрождению религии. Это тот, кто вышел с опровержением му’тазилитов, и других видов заблудших нововведенцев, и это его состояние является известным, его книги с их опровержением распространены. А что касается Абуль-Аббаса бин Сурейджа, то он был осведомлённым факихом, изучившим усуль аль-фикх и его ответвления».


[Ибн Асакир, «Табйин казибиль Муфтари»]
Abu Bakr
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) пишет в «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра» в биографии Ибн Сурейджа:

وكان شيخنا الذهبي يقول : الذي أعتقده فِي حديث : " يبعث اللَّه من يجدد " أن ( من ) للجمع لا للمفرد.
ويقول : مثلا على رأس الثلاث مائة ابن سريج فِي الفقه ، والأشعري فِي أصول الدين ، والنسائي فِي الحديث ؛ وعلى الست مائة مثلا الْحَافِظ عَبْد الغني فِي الحديث ، والإمام فخر الدين فِي الكلام ، ونحو هذا.


«Наш шейх аз-Захаби говорил: то, что в чем я убежден в отношении хадиса "посылает Аллах того - кто обновляет", что (частица) «ман» (кто) здесь для множественного числа, а не для единственного.

Он говорил: к примеру в конце третьего столетия Ибн Сурейдж муджаддид в фикхе, аль-Ашари в усулюддине, ан-Насаи в хадисе; а в конце шестого столетия к примеру Хафиз Абдуль-Гани в хадисе, а имам Фахруддин в каляме и подобно этому».
Abu Bakr
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) пишет в «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра» о муджаддидах (обновителях религии):

وبهذا تعين عندي تقديم ابْن سريج فِي الثالثة عَلَى الأشعري ، فإن أَبَا الْحَسَن الأشعري ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، وإن كان أَيْضًا شافعي المذهب ، إلا أنه رجل متكلم كان قيامه للذب عن أصول العقائد دون فروعها.

وكان ابْن سريج رجلا فقيها ، وقيامه للذب عن فروع هَذَا المذهب الذي ذكرنا أن الحال استقر عَلَيْهِ ، فكان ابْن سريج أولى بهذه المنزلة لاسيما ووفاة الأشعري تأخرت عن رأس القرن إِلَى بعد العشرين ، وقد صح أن هَذَا الحديث ذكر فِي مجلس أَبِي العباس بْن سريج ، فقام شيخ من أهل العلم ، فقال : أبشر أيها القاضي ؛ فإن اللَّه ، تعالى ، بعث عَلَى رأس المائة عمر بْن عَبْد الْعَزِيز ، وعلى الثانية الشافعي ، وبعثك عَلَى رأس الثلاث مائة ، ثم أنشأ يَقُولُ : اثنان قد مضيا فبورك فيهما عمر الخليفة ثم حلف السؤدد الشافعي الألمعي مُحَمَّد إرث النبوة وابن عم مُحَمَّد أرجو أَبَا العباس أنك ثالث من بعدهم سقيا لتربة أَحْمَد قال : فصاح أَبُو العباس بْن سريج وبكى ، وَقَالَ : لقد نعى إِلَى نفسي ، وروي أنه مات فِي تلك السنة ، وَقَالَ آخرون : إنما المبعوث عَلَى رأس المائة الثالثة أَبُو الْحَسَن الأشعري ؛ لأنه القائم فِي أصل الدين ، المناضل عن عقيدة الموحدين ، السيف المسلول عَلَى المعتزلة المارقين ، المغبر فِي أوجه المبتدعة المخالفين.

وعندي أنه لا يبعد أن يكون كل منهما مبعوثا : هَذَا فِي فروع الدين ، وهذا فِي أصوله ، وكلاهما شافعي المذهب ، والأرجح إن كان الأمر منحصرا فِي واحد أن يكون هُوَ ابْن سريج ، وأما المائة الرابعة ، فقد قِيلَ : إن الشَّيْخ أَبَا حامد الإسفرايني هُوَ المبعوث فيها ، وقيل : بل الأستاذ سهل بْن أَبِي سهل الصعلوكي ، وكلاهما من أئمة الشافعيين ، وعظماء الراسخين ، قَالَ أَبُو عَبْد اللَّه الحاكم : لما رويت أنا هَذِهِ الرواية يَعْنِي : ابْن سريج والأبيات ، كتبوها ، يَعْنِي : أهل مجلسه ، وكان ممن كتبها شيخ أديب فقيه ، فلما كان فِي المجلس الثاني ، قَالَ لي بعض الحاضرين : إن هَذَا الشَّيْخ قد زاد فِي تلك الأبيات ذكر أَبِي الطيب سهل ، وجعله عَلَى رأس الأربع مائة ، فقال من قصيدة مدحه بها : والرابع المشهور سهل مُحَمَّد أضحى عظيما عند كل موحد يأوي إليه المسلمون بأسرهم فِي العلم أرجا والخطيب مؤيد لا زال فيما بيننا حبر الورى للمذهب المختار خير مجدد قال الحاكم : فلما سمعت هَذِهِ الأبيات المزيدة سكت ، ولم أنطق ، وغمني ذلك إِلَى أن قدر اللَّه وفاته تلك السنة ، قلت : والخامس الغزالي ، والسادس الإِمَام فخر الدين الرازي ، ويحتمل أن يكون الإِمَام الرافعي ، إلا أن وفاته تأخرت إِلَى بعد العشرين وست مائة ، كما تأخرت وفاة الأشعري ، ومن العجب موت ابْن سريج سنة ست وثلاث مائة ، والاختلاف فيه وفي الأشعري ، وموت الأشعري بعد العشرين ، وكذلك موت الإِمَام فخر الدين بْن الخطيب سنة ست وست مائة ، والنظر فيه وفي الرافعي ، وتأخرت وفاته هكذا.
والسابع الشَّيْخ تقي الدين بْن دقيق العيد ، وهؤلاء لا يحسن من أحد أن يخالف فيهم ، ومتى دفعنا الأشعري ، وسهلا ، والرافعي عن هَذَا المقام كان الجميع من الشافعي إِلَى ابْن دقيق العيد أسماؤهم دائرة ما بين مُحَمَّد ، وأَحْمَد.
وقد نظمت أنا هَذَا المعنى كله ، وأضفت إليه الأبيات السابق ذكرها ، وافتتحت بالشعر السابق ، ثم ذكرت الاختلاف فِي الأشعري ، ثم ذكرت فِي البيت الرابع الصعلوكي ، وقد كان سهل ممن لا يدفع عن هَذَا المقام بوجه يتضح لمشاركته للشيخ أَبِي حامد فِي الفقه ، وقرب الوفاة من رأس المائة بخلاف الأشعري مع ابْن سريج ، كما ستعرف ، إِنْ شَاءَ اللَّهُ تعالى ، فِي تراجمهما مع زيادة تصوفه وتبحره فِي بقية العلوم ، ثم ذكرت الاختلاف فِي الشَّيْخ أَبِي حامد ، وذكرت من بعده إِلَى السابعة ،


«Ибн Сурейдж был факихом и то, что он встал в защиту фуруа этого (шафиитского) мазхаба, который мы упомянули, то поистине это состояние утверждённое в отношении него, и Ибн Сурейдж был наиболее достоин этой степени (муджаддида) в то время как смерть аль-Аш`ари продлилось от конца века на двадцать лет. Поистине достоверно, что этот хадис упомянули в маджлисе Абуль-Аббаса ибн Сурейджа и тогда встал один шейх из числа обладающих знаниями и сказал: «Обрадуйся о кади, поистине Всевышний Аллах послал в конце первого столетия Умара ибн Абдуль-Азиза, во втором аш-Шафии, и тебя послал в конце третьего столетия.... Прокричал Абуль-Аббас ибн Сурейдж, заплакал и сказал: «Поистине я оплакиваю себя». Передается, что он умер в этом году.

Другие сказали: «Поистине послан в конце третьего столетия Абуль-Хасан аль-Аш`ари, поскольку встал (в защиту) основ религии, боец убеждений единобожников, извлеченный меч над мутазилитами, пускающий пыль в лицо нововведенцев!».

Я считаю, что нет ничего такого в том, что они оба были посланными (как обновители религии): один в фикхе религии, а другой в основах религии. Оба придерживались шафиитского мазхаба. Но наиболее превосходящее мнение, если ограничиться на одном, то им будет Ибн Сурейдж.

Что касается четвертого столетия, то сказали, что в этом столетии был послан Абу Хамид аль-Исфарайини. Другие сказали, что устаз Сахль ибн Абу Сахль ас-Са`люки. Они оба были имамами шафиитов и великими ученными.

Сказал Абу Абдуллах аль-Хаким: «Когда я передавал этот риваят, т.е. Ибн Сурейджа и бейты, то они записали его, т.е. присутствующие в маджлисе, и из тех, кто записывал, был шейх-факих Адиб. Когда уже был второй маджлис некоторые из присутствующих сказали мне, что этот шейх добавил к этим бейтам и что он упомянул там Абу Тайиба Сахля и посчитал (муджадиддом) в конце четвертого столетия ...

Я говорю: В пятом аль-Газали, в шестом Фахруддин ар-Рази, также возможно, что был ар-Рафии, но только его смерть продлилась до 620 года, подобно тому, как продлилась смерть аль-Аш’ари. Удивительно, что Ибн Сурейдж умер в 306 году и есть разногласия (между учеными в выборе) между ним и аль-Аш’ари. Также и ар-Рази умер в 606 году и также есть разногласия между ним и ар-Рафии и также его смерть продлилась до 620 года.

В седьмом столетии был шейх Ибн Дакик аль-Ид. Не следует никому противоречить им (всем раннее упомянутым) , и если мы уберем аль-Аш`ари, Сахля и ар-Рафии из этого места то у всех от аш-Шафии до ибн Дакика аль-Ид имена будут крутиться между Мухаммадом и Ахмадом (т.е. имя каждого муджаддида будет либо Мухаммад либо Ахмад).

Поистине я написал назму в этом смысле и прибавил к ней раннее упомянутые бейты, начинаю я его с раннее упомянутыми стихами затем упомянул разногласия в отношении аль-Аш`ари, затем в 4-м байте упомянул ас-Са`люки. Поистине Сахль из тех, кого не отвергают от такой степени из-за соучастии его с шейхом Абу Хамидом в фикхе и близости его смерти с концом года - в отличии от аль-Аш`ари и ибн Сурейджа, как ты узнаешь об этом иншаЛлагь в их обоих биографиях - (также из-за) его тасаввуфа и углубления в остальные науки. Затем я упомянул разногласия в отношении шейха Абу Хамида и упомянул после него (других) до седьмого (столетия)».
Abu Bakr
Имам Салахуддин ас-Сафади (696-764 х/1296-1363 м) сказал:

فَإِن الله بعث على رَأس الْمِائَة الأولى عمر بن عبد الْعَزِيز وعَلى رَأس الثَّانِيَة الشَّافِعِي وعَلى رَأس الْمِائَة الثَّالِثَة ابْن سُرَيج وعَلى راس الْمِائَة الرَّابِعَة أَبَا حَامِد الإِسْفِرَايِينِيّ وعَلى رَأس الْمِائَة الْخَامِسَة ابا حَامِد الْغَزالِيّ وعَلى رَأس الْمِائَة السَّادِسَة الإِمَام فَخر الدّين الرَّازِيّ وعَلى رَأس الْمِائَة السَّابِعَة الشَّيْخ تَقِيّ الدّين ابْن دَقِيق الْعِيد


«Поистине Аллах послал в конце первого столетия Умара ибн Абул-Азиза, во втором аш-Шафии, в третьем Ибн Сурейджа, в четвертом Абу Хамида аль-Исфарайини, в пятом Абу Хамида аль-Газали, в шестом имама Фахруддина ар-Рази, в седьмом шейха Такиюддина ибн Дакик аль-Ид».

[Ас-Сафади, «Аль-Вафи би аль-Вафайят», 4/140]

MUSLIM
ассаламу алейкум . Есть ли слова ученых об обновителях веры 10,11,12,13 и 14 веков ?
Abu Bakr
Цитата(MUSLIM @ 15.5.2013, 18:49) *

ассаламу алейкум . Есть ли слова ученых об обновителях веры 10,11,12,13 и 14 веков ?


Вааляйкум салам брат. В этой теме есть немного поищи.
Abu Bakr
Что касается муджаддида 14-го века хиджры, то одним их тех, кого так называли были имам аль-Кавсари.

Шейх Мухаммад Абу Захра (1315-1394 х/1898-1974 м) сказал об имаме аль-Кавсари (1296-1371 х/1878-1952 м) в предисловии к книге «аль-Макалят»:

إن ذلك الإمام الجليل لم يكن من المنتحلين لمذهب جديد ولا من الدعاة إلى امر بدئ لم يسبق يه ولم يكن من الذين يسمهم الناس اليوم بسمة التجديد بل كان ينفر منهم فإنه كان متبعاً ولم يكن مبتدعاً ولكني مع ذلك أقول إنه كان من المجددين بالمعنى الحقيقي لكلمة التجديد لأن التجديد ليس هو ما تعارفه الناس اليوم من خلع للربقة ورد لعهد النبوة الأولى إنما التجديد هو ان يعاد إلى الدين رونقه ويزال عنه ما علق به من اوهام ويبين للناس صافياً كجوهره نقياً كأصله


«Этот великий имам не был из числа плагиаторов нового мазхаба, он не призывал к чему-то новому, о котором не слышали ранее, и не был из тех, кого люди называют сегодня признаками обновления, наоборот он убегал от них. Он был последователем и не был нововведенцем. Однако, я скажу, что он был муджаддидом (обновителем религии) в прямом смысле этого слова, так как обновление это не то, что сегодня знают люди как бунт и отвержение первой пророческой присяги. Обновление - это возвращение к религии, устранение заблуждений, связанных с ней, и разъяснение людям в прозрачном виде, как жемчуг, в чистом виде, как в основе».

[«Макалят аль-Кавсари», стр. 13, 14]
Abu Bakr
Хафиз Шамсуддин ад-Давуди аль-Малики (ум. 945 х/1538 м) сказал об имаме ар-Рази:

الإمام العلامة سلطان المتكلمين في زمانه , المفسر المتكلم إمام وقته في العلوم العقلية , وأحد الأئمة في العلوم الشرعية , وأحد المبعوثين على رأس المائة السادسة لتجديد الدين


«Имам, великий ученый, султан мутакаллимов своего времени, муфассир, мутакаллим, имам своего времени по рациональным наукам и один из имамов в шариатских науках. Один из тех, кого Всевышний послал в конце шестого столетия для обновления религии».

[Шамсуддин ад-Давуди, «Табакат аль-Муфассирин», 2/216]

Abu Bakr
Хафиз Абу Са`адат Ибн аль-Асир аль-Джазари (544-606 х/1150-1210 м) сказал:

وأما من كان قبل هذه المذاهب المذكورة، فلم يكن الناس مجتمعين على مذهب إمام بعينه، ولم يكن قبل ذلك إلا المائة الأولى، كان على رأسها من أُولي الأمر: عمر بن عبد العزيز، ويكفي الأمة في هذه المائة وجوده خاصة، فإنه فَعَلَ في الإسلام ما ليس بخافٍ. وكان من الفقهاء بالمدينة: محمد بن علي الباقر، والقاسم بن محمد بن أبي بكر الصِّديق، وسالم بن عبد الله بن عمر. وكان بمكة منهم: مجاهد بن جبر، وعكرمة مولى ابن عباس، وعطاء بن أبي رباح. وكان باليمن: طاوس، وبالشام: مكحول، وبالكوفة: عامر بن شَراحيل الشعبي، وبالبصرة: الحسن البصري، ومحمد بن سيرين. وأما القُرَّاء على رأس المائة الأولى، فكان القائم بها عبد الله بن كثير. وأما المحدِّثون فـ: محمد بن شهاب الزهري، وجماعةٌ كثيرة مشهورون من التابعين وتابع التابعين. وأما من كان على رأس المائة الثانية، فمن أُولي الأمر: المأمون بن الرشيد، ومن الفقهاء: الشافعي، والحسن بن زياد اللؤلؤي من أصحاب أبي حنيفة، وأشهب بن عبد العزيز من أصحاب مالك، وأما أحمد: فلم يكن يومئذ مشهوراً، فإنه مات سنة إحدى وأربعين ومائتين. ومن الإمامية (*) : علي بن موسى الرضى، ومن القراء: يعقوب الحضرمي، ومن المحدّثين: يحيى بن معين، ومن الزهاد: معروف الكرخي. وأما من كان على رأس المائة الثالثة، فمن أُولي الأمر: المقتدر بأمر الله، ومن الفقهاء: أبو العباس بن سريج من أصحاب الشافعي، وأبو جعفر أحمد بن محمد بن سلامة الطحاوي من أصحاب أبي حنيفة،. . . من أصحاب مالك، وأبو بكر بن هارون الخلال من أصحاب أحمد، وأبو جعفر محمد بن يعقوب الرازي من الإمامية (*) . ومن المتكلِّمين: أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري. ومن القُرَّاء: أبو بكر أحمد بن موسى بن مجاهد. ومن المحدِّثين: أبو عبد الرحمن بن شعيب النسائي. وأما من كان على رأس المائة الرابعة، فمن أُولي الأمر: القادر بالله، ومن الفقهاء: أبو حامد أحمد بن طاهر الإسفراييني من أصحاب الشافعي، وأبو بكر محمد بن موسى الخوارزمي من أصحاب أبي حنيفة، وأبو محمد عبد الوهاب بن علي بن نصر من أصحاب مالك، وأبو عبد الله الحسين بن علي بن حامد، من أصحاب أحمد. ومن الإمامية (*) : المرتضى الموسوي أخو الرضى الشاعر. ومن المتكلِّمين: القاضي أبو بكر محمد بن الطيب الباقلاني، والأستاذ أبو بكر محمد بن الحسن بن فَوْرك. ومن المحدِّثين: أبو عبد الله محمد بن عبد الله النيسابوري المعروف بالحاكم [ابن] البيِّع. ومن القُرَّاء: أبو الحسن علي بن أحمد الحمامي. ومن الزُّهاد: أبو بكر محمد بن علي الدينوري. وأما من كان على رأس المائة الخامسة، فمن أولي الأمر: المستظهر بالله. ومن الفقهاء: الإمام أبو حامد محمد بن محمد الغزالي من أصحاب الشافعي، والقاضي فخر الدين محمد بن علي الأرسابندي المروزي من أصحاب أبي حنيفة،. . . من أصحاب مالك، وأبو الحسن علي بن عبيد الله الزاغوني من أصحاب أحمد. ومن المحدِّثين: رزين بن معاوية العبدري. ومن القُرَّاء: أبو العز محمد بن الحسين بن بندار القلانسي. هؤلاء كانوا المشهورين في هذه الأزمنة المذكورة. وقد كان قبيل كل مائة أيضاً من يقوم بأمور الدين، وإنما المراد بالذكر من انقضت المائة وهو حي عالم مشهور مشار إليه.


«Того кто обновит для уммы ее религию», ученые говорили о толковании этого хадиса, каждый в свое время. Они указали на того, кто выступил для людей обновителем их религии в начале каждого столетия. Каждый склонялся к своему мазхабу и туда же относил толкование хадиса. Более предпочтительней отнести хадис на общий смысл. Поистине слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Аллах отправит для этой уммы вначале каждого столетия того, кто обновит для уммы её религию». Отсюда не следует в обязательном порядке, чтобы посланный вначале каждого столетия был один человек. Иногда может быть один, а иногда бывает и больше одного. Слово "кто"/"ман" указывает и на одного и на многих. Нет указания в хадисе на то, что под муджаддидом речь идет только лишь о факихах, как это говорят некоторые учёные. Несмотря на то, что община получает большую пользу от факъихов, она также получает большую пользу и от других, как, например, правители мусульман, мухаддисы, чтецы Корана, увещевающие проповедники, историки-аскеты. Поистине, у каждой категории есть польза, которой нет у других. Потому что основа в защите религии - это защита основ управления, распространения справедливости и взаимной справедливости посредством которой предотвращают кровопролития и возможно установление законов Шариата. Это обязанность правителей. Также и ученые хадиса приносят пользу запоминанием хадисов которые являются Шариатскими доводами. Чтецы Корана приносят пользу запоминанием кираатов и риваятов. Аскеты приносят пользу проповедями и побуждением к богобоязненности и отрешенности от мира. Каждый приносит пользу тем, чем не приносит другой. Однако тот, кто послан вначале столетия должен быть известным, на которого ссылаются в каждой из этих наук. И если будут толковать хадис таким образом, это будет лучше, более далеким от подозрений, и более похожим на мудрость. Поистине разногласие уммы это милость и признание слов муджтахидов является обязательным каждому. А если мы обособим речь на одном из мазхабов и растолкуем хадис в таком виде, тогда хадис не будет касаться других мазхабов и это будет упреком для них. Более лучшим и подобающим будет, чтобы это было указанием на появление группы больших известных ученых в начале каждого столетия, которые обновляют людям их религию и оберегают мазхабы в которых они следуют за своими муджтахидами и имамами.

Мы сейчас упомянем известные мазхабы в Исламе на которые опираются мусульмане во всех уголках земли. Это мазхаб имама аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика, Ахмада и мазхаб имамитов. И те на кого было указано вначале каждого столетия из этих и из других групп. Что касается тех, кто были до упомянутых мазхабов, то мусульмане не были объединены на мазхабе конкретного имама. И до этого было только первое столетие.

Вначале этого столетия из правителей был Умар ибн Абдул-Азиз. Только лишь его существование удовлетворило общину в этом столетии. Он совершил в Исламе то, что не является тайной. Из факихов в Медине были Мухаммад ибн Али аль-Бакир, Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддик и Салим ибн Абдулла ибн Умар. В Мекке были Муджахид ибн Джабр, Икрима вольноотпущенник Ибн Аббаса и Аттаъ ибн Абу Раббах. В Йемене Тавус, в Шаме Макхуль, в Куфе Амир бин Шарахиль аш-Ша`би, а в Басре Хасан аль-Басри и Мухаммад ибн Сирин. Что касается чтецов Корана вначале первого столетия, то этим занимался Абдулла ибн Касир. А что касается мухаддисов, то это Мухаммад ибн Шихаб аз-Зухри и большая известная группа из табиинов и табиу табиинов.

Что касается тех кто были вначале второго столетия, то из правителей это Маъмун ибн Рашид, из факихов аш-Шафии, Хасан ибн Зияд аль-Люълюъ из последователей Абу Ханифы, Ашхаб ибн Абдуль-Азиз из последователей Малика. А что касается Ахмада, то он не был в то время известным, он умер в 241 г. Из имамитов был Али ибн Муса ар-Риза, из чтецов Корана Якуб аль-Хазрамий, из мухаддисов Яхья ибн Маин, а из аскетов Маруф аль-Курхи.

Что касается тех, кто были вначале третьего столетия, то из правителей это Муктадир биамрилля, из факихов Абуль-Аббас ибн Сурайдж из последователей имама аш-Шафии, Абу Джа`фар Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма ат-Тахави из последователей Абу Ханифы... из последователей Малика, Абу Бакр ибн Харун аль-Халляль из последователей имама Ахмада и Абу Джа`фар Мухаммад ибн Якуб ар-Рази из имамитов. Из мутакаллимов Абуль-Хасан Али ибн Исмаиль аль-Аш`ари. Из чтецов Корана Абу Бакр Ахмад ибн Муса ибн Муджахид, а из мухаддисов Абу Абдурахман ибн Шуайб ан-Насаи.

Что касается тех, кто были вначале четвертого столетия, то из правителей это аль-Кадиру биллях, из факихов Абу Хамид Ахмад ибн Тахир аль-Исфирайини из последователей аш-Шафии, Абу Бакр Мухаммад ибн Муса аль-Хаваризми из последователей Абу Ханифы, Абу Мухаммад Абдуль-Ваххаб ибн Али ибн Наср из последователей Малика и Абу Абдулла Хусайн ибн Али ибн Хамид из последователей Ахмада. Из имамитов аль-Муртаза аль-Мавсийю брат поэта ар-Риза. Из мутакаллимов аль-Кади Абу Бакр Мухаммад ибн Таййиб аль-Бакиляни и устаз Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан ибн Фурак. Из мухаддисов Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла ан-Найсабури известный как аль-Хаким бин Байи`, из чтецов Корана Абуль-Хасан Али ибн Ахмад аль-Хамами. Из аскетов Абу Бакр Мухаммад ибн Али ад-Дайнавари.

Что касается тех, кто были вначале пятого столетия, то из правителей Мустазхир биллях, из факихов имам Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали из последователей аш-Шафии, аль-Кади Фахруддин Мухаммад ибн Али аль-Арсабанди аль-Марвази из последователей Абу Ханифы... из последователей Малика и Абуль-Хасан Али ибн Убайдулла аз-Загуни из последователей Ахмада. Из мухаддисов Разин ибн Муавия аль-Абдари, из чтецов Корана Абу аль-Иззу Мухаммад ибн Хусайн ибн Бандар аль-Каланиси. Они все были известны в упомянутые времена. Также перед каждым столетием были те, кто занимались делами религии. Имеется в виду упоминанием тех, когда столетие проходит, а он живой это известный ученый на которого ссылаются».


[Ибн аль-Асир аль-Джазари, «Джами` аль-усуль», 11/319]
MUSLIM
ассаламу алейкум. Это не тот 3агуни ,которого ученые обвинили а ташбихе ?
Abu Bakr
Цитата(MUSLIM @ 17.10.2013, 8:54) *

ассаламу алейкум. Это не тот 3агуни ,которого ученые обвинили а ташбихе ?


Вааляйкум салам. Да вроде как это именно тот Ибн аз-Загуни, который был учителем Абуль-Фараджа Ибн аль-Джаузи и которого он опровергал в своей книге "Даф шубхат ат-ташбих".
Ayub
Почему имам ибн Асир упоминает имамитов?
Братья, когда пишите "имеется в виду" и т.п пишите "в виду" раздельно
Abu Bakr
Цитата(Ayub @ 17.10.2013, 10:07) *

Почему имам ибн Асир упоминает имамитов?
Братья, когда пишите "имеется в виду" и т.п пишите "в виду" раздельно


Для меня тоже этот вопрос остался открытым.
MUSLIM
Брат Abu Bakr, неясно тогда почему Загуни назвали обновителем .
Abu Bakr
Цитата(MUSLIM @ 17.10.2013, 14:19) *

Брат Abu Bakr, неясно тогда почему Загуни назвали обновителем .

В первую очередь не ясно почему имамиты оказались в списке ))

С Ибн за-Загуни еще можно предположить, что он в ханбалитском фикхе был известен или отличился, а с его книгами по акыде Ибн аль-Асир он не был знаком. Поэтому ведь он и упомянул его в числе муджаддидов именно ханбалитского мазхаба в фикхе. Ведь хафиз ибн аль-Джаузи был ученик ибн аз-Загуни, и лучше кого-либо знал акыду своего учителя и его труды по этой теме.

Хафиз Ибн аль-Джаузи говорит в своей книге "Даф шубах ат-ташбих":

Позднее я обнаружил, что некоторые из последователей нашего мазхаба высказали недопустимые идеи относительно основ веры, а трое из них Абу Абдулла ибн Хамид , его уче¬ник кади Абу Я’ля и Ибн аз-Загуни даже написали книги, которыми опорочили мазхаб. Эти люди опустились до уровня простолюдинов (амми) и приписали Аллаху ощущаемые атрибуты и заявили о том, что якобы Аллах создал человека по Своему подобию. Они приписали Аллаху образ, лицо, которое является дополнением Его сущности, глаза, рот, язычки, зубы, светильники, украшающие Его лицо, руки, пальцы, кисть, ми-зинец, большой палец, грудь, бедро, голени, стопы. После всего этого они заявляют: «Но у нас нет информации о наличии у Него головы».

Они же заявляют: «Он может прикасаться и к Нему можно прикоснуться, Он может приблизить своего раба к Сво-ей Сущности», некоторые из них заявили: «Он дышит». И в конце они говорят простолюдинам: «Однако, все это не подда-ется осмыслению человеческим разумом».
sahabi
О муджаддидах столетий


Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматулах. Прошу вас, приведите, пожалуйста, имена тех ученых с каждого века, кого именовали обновителем религии своего века. И кто в 14 веке хиджры считается обновителем религии? По каким критериям их определяют? (Россия, Дагестан)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Отвечая на Ваши вопросы, я воспроизвожу ответ муфтия Мухаммада Такы аль-Усмани (хафизахуллах), который мне представляется наиболее полным по данной теме.


Слово «муджаддид» пришло на основе известного хадиса, переданного имамом Абу Даудом в «Сунан», одном из шести достоверных сборников хадисов. Текст хадиса имеет следующий вид:

إن الله يبعث لهذه الأمة على رأس كل مائة سنة من يجدد لها دينه
«Поистине, при наступлении каждого столетия Аллах будет посылать этой умме человека (или людей), который возродит ее религию для нее.» («Сунан» Абу Дауда)

Один из передатчиков данного хадиса имел небольшие сомнения по поводу того, передавал ли этот хадис саидуна Абу Хурайра (радиаллаху анху) в качестве высказывания Благородного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) или в качестве своих собственных слов, хотя он и подтвердил его в качестве высказывания Благородного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), «насколько ему известно». Но даже если посчитать, что это высказывание самого Абу Хурайры (радиаллаху анху), он не мог давать предсказания с такой уверенностью, если только не получил эту информацию от Благородного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). По этой причине ученые хадисов приняли данный хадис в качестве достоверного.

Действие по «возрождению религии», о котором говорится в хадисе, описывается словом «тадждид». Оно означает восстановление изначальных верований и действий после того, как они были изменены, искажены или забыты. Хадис указывает на тот факт, что некоторыми группами внутри уммы могут быть забыты изначальные учения Священного Корана и Сунны, и в изначальные вероучения и практикуемые действия могут проникнуть некоторые инородные элементы. Но искаженная версия шариата, основанная на таких инородных элементах, не достигнет всеобщего признания среди мусульман, и, даже если такой версии удастся привлечь большое количество людей, Аллах пошлет человека или ряд людей, которые исправят ошибку, восстановят первоначальные вероучения и практикуемые действия и разъяснят истинный замысел шариата. Такая деятельность по возрождению называется тадждидом, а тех, кто исполняет эту выдающуюся работу, называют муджаддидами (восстановителями).

В хадисе говорится, что такие люди обычно появляются при наступлении нового века. Арабское слово, использованное для времени их появления, также допускает возможность их появления в конце столетия, но первое значение выглядит более вероятным в контексте хадиса. Слово «начало» отнюдь не обязательно должно означать то, что они появляются в самый первый год нового века. О столь определенном времени в хадисе не говорилось. Они могут появится в течение первого или второго десятилетия века. Конструкция хадиса оставляет две возможности в отношении количества восстановителей. Возможно, только один человек берет на себя эту задачу в начале века, и возможно, что объединенные усилия группы людей (более одного человека) могут быть названы усилиями по тадждиду. Они могут работать в разных регионах без формальной связи между собой или, быть может, даже не зная друг друга. Все равно, проводимая ими работа может быть названа тадждидом.

Во избежание некоторых опасных неправильных представлений в отношении термина «муджаддид» нужно всегда помнить о следующем:

1) Муджаддид не является четко установленной личностью — таким, как пророк или посланник. В этом мире ни у кого нет особых полномочий, чтобы достоверно объявить кого-то муджаддидом. Его распознают только через его дела. Такое распознание также не является столь точным, сколь признание пророка. Поэтому могут быть различные мнения по поводу того, является ли тот или иной человек муджаддидом.

2) Истинный муджаддид не заявляет, что он точно является муджаддидом и не призывает других поверить в это.

3) Даже если большинство мусульман считают, что какой-то человек является муджаддидом, вера в то, что этот человек — муджаддид, не будет являться религиозной обязанностью для остальных. Иными словами, признание муджаддида не является составной частью необходимых религиозных вероубеждений.

4) Муджаддид не получает достоверного божественного откровения от Аллаха подобно пророку и не делает таких заявлений. Он не привносит никаких новый учений в отношении религии. Наоборот, он старается восстановить изначальные учения Священного Корана и Сунны.

5) Не обязательно, чтобы муджаддид знал, что он является таковым, не говоря уже о каких-то притязаниях на сей счет.

6) В отличие от пророка, муджаддид не безошибочен в своих словах и делах. Его слова и дела обычно соответствуют исламским учениям, но их не рассматривают как слова и действия пророка.

Если помнить об этих моментах, можно легко понять, что муджаддид всегда определяется через свои дела. Обычно его признают ученые шариата, но их признание не может считаться столь же точным и определенным, как признание пророка. В этом вопросе могут быть различные мнения; на самом деле, уже встречались различные мнения по поводу определения муджаддидов различных веков.

Кроме того, процитированный ранее хадис, хотя и предсказывает появление муджаддидов в каждом веке, не говорит об обязательности признания таких муджаддидов. Это, скорее, утешение для мусульман следующих поколений, говорящее о том, что несмотря на все искажения и новшества, которые могут внедриться в мусульманское общество, умма не будет лишена праведных людей, на которых такие искажения никогда не подействуют, и которые будут следовать изначальным учениям Священного Корана и Сунны и призывать к этому людей. Соответственно, данным хадисом мусульманам следующих поколений указывается следовать только тем людям, что придерживаются изначальных учений Священного Корана и Сунны и отказываются следовать неисламским обычаям, верованиям и действиям, которые не были извлечены из этих изначальных священных источников. (Конец ответа)


Муджаддидом первого столетия единогласно признается Умар бин Абдуль-Азиз (рахимахуллах). В отношении имен муджаддидов последующих столетий имеются разногласия, поэтому мы предпочитаем не указывать никого из них. Не является обязательным знать, кто именно являлся муджаддидом. Что важно знать — так это то, что в каждом веке обязательно будет человек, который возродит религию Аллаха. А знание о том, кто является этим человеком, лучше всего доверить Аллаху.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта

Аскимам
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2014 Invision Power Services, Inc.