Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Очищение нафса
Al-Fatava Forum > Ислам > Обучение
Muhakkik
بسم الله الرحمن الرحيم


Очищение нафса

Обязательно ли знание о болезнях сердца?


На протяжении всей истории человечества люди обращали больше внимания на исправление своих внешних деяний, чем на исправление своих моральных качеств. К большому сожалению и мусульман, которые являются частью человечества, постигло подобное. Многие мусульмане изо всех сил стараются соблюдать внешние установления религии, которых требует от них Шариат, в то время когда даже не имеют представления о тех вещах, которых Шариат требует от них в моральном аспекте. И это не смотря на то что Всевышний Аллах не оценивает людей по внешности, а оценивает по состоянию сердец.

Тот, кто старается для довольства Всевышнего обратит больше внимания моральному аспекту, а тот же, кто ищет довольства людей, обратит больше внимания внешнему аспекту, чем моральному. Одним из основных причин униженного положения, в котором на данный момент находятся мусульмане, это оставление моральных ценностей. И естественно, неизбежно для всех нас изучение науки «Очищения души» («Тазкиятун нафс») для избавления от моральных порчей, которые являются одной из причин унижения в этом мире и в мире ином.

И так, в этой теме, с позволения Аллаха, рассмотрим, что же сказали наши ученые по поводу хукма осведомленности об показухе/рия, высокомерии/такаббур, самодовольстве/уджб, считании себя не нуждающимся во Всевышнем, зависти/хасад и других состояний сердца.

Является ли наука «Тазкиятун нафс» фарзуль айном для каждого мусульманина?
Являются ли грешниками оставившие эту науку?

Как может эта наука не являться фарзуль айном в то время, как достоверность всех наших деяний зависит от него?!

Как она может не являться фарзуль айном в то время когда область этой науки - диагностика и лечение моральных болезней, от которых нам приказано избавиться?!

Просим Всевышнего наставить нас, нуждающихся в Нем рабов, на истинный путь!
Imtisal
Ханафитский ученый Мухаммад Амин бин Умар Абидин (1198-1252 х/1784-1836 м) в своем хашия к книге «Ад Дурруль Мухтар Шарху Танвириль Абсар» говорит:

وفي تبيينِ المَحارمِ : لا شكَّ في فرْضيّةِ علْم الفرائضِ الخمْسِ وعلْمِ الإخلاصِ ؛ لأنَّ صِحّةَ العملِ موقوفةٌ عليه , وعلْمِ الحلالِ والحرامِ وعلْمِ الرِياءِ ؛ لأنَّ العابدَ محرومٌ مِن ثوابِ عملِه بالرياءِ ، وعلْمِ الحَسَدِ والعُجْبِ , إذ هما يأكُلان العملَ كما تأكلُ النارُ الحَطَبَ

«В книге «Табйинуль Махарим» говорится: Нет сомнения в обязательности, изучения пяти фарзов и ихласа. Потому что праведность деяний связано с этим.

А также быть осведомленным об халале и хараме является фарзом.
Обладать знанием о показухе/рия тоже фарз. Потому, что по причине показухи поклоняющийся лишится саваба.

Обладать знанием о зависти/хасад и самолюбии/уджб также является фарзом. Так как эти две вещи пожирают деяния так же, как огонь пожирает дрова».


Источник: Ибн Абидин: Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар: 1/126
Дару Алямиль Кутуб: 1423/2003
Muhakkik
Сказал Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи (6 век хиджры) из ханафитских ученых средней Азии о том, что знание состояний сердца является фарзом:

وكلُّ مَن اشتغلَ بشيء منها يُفترض عليه علمُ التحرُّزِ عن الحرام فيه.
وكذلك يُفترض عليه علمُ أحوالِ القلب من التوكُّل والإنابة والخَشْية والرضى، فإنه واقعٌ فى جميعِ الأحوال


«Каждый, кто занимается чем то из профессий, то ему обязательно знание, чтоб остерегаться от запретного в нем.

И так же обязательно мусульманину знание состояния сердца, как таваккуль (упование на Аллаха), инаба (обращение к Аллаху), хашйа (боязнь от Аллаха) и ридза (довольство от Аллаха), так как он всегда бывает в этих положениях».


Источник: Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи: Талимуль Мутааллим Тарикъат Тааллум: 8-9
Хартум: Ад Дарус Суданийя лиль Кутуб: 1425/2004
Abdul
Сказал алляма Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) относительно нашей темы:

أما عِلْمُ القلْبِ - وهو معرفةُ أمراضِ القلْبِ كالحَسَدِ والعُجْبِ وشبهِهما - فقال الغَزاليُّ : معرفةُ حدودِها وأسْبابِها وطِبِّها وعِلاجِها فرضُ عينٍ.
وقال غيرُه : إنْ رُزق المكلَّفُ قلْبًا سليمًا مِن هذهِ الأمْراضِ المحرَّمةِ كَفاه ذلك , ولا يلزَمه تعلّمُ دَوائها .
وإن لمْ يسلَمْ نُظر : إن تَمكّنَ مِن تطهيرِ قلْبِه مِن ذلك بلا تعلمٍ لزِمه التطهيرُ , كما يلزَمه ترْكُ الزِّنا ونحوِه مِن غيرِ تعلّمِ أدلّةِ الترْك .
وإن لمْ يتمكَّنْ مِن الترْك إلا بتعلّمِ العلْمِ المذكورِ تعيَّن حينئذٍ . واللهُ أعلمُ


«Что касается «ильмуль къальб» - это знание болезней сердца, как зависть/хасад, самолюбии/уджб и похожее на них - сказал Имам Гъазали:

«Познание ее границ, причин и лечения является фарзуль айн (обязанность над каждым мусульманином)».

Сказали другие: Если (Всевышний) даровал мукалляфу сердце чистое от этих запретных болезней, то ему этого достаточно и нет на нем обязанности изучения ее лечения.

А если же его сердце не здоровое, то надо смотреть:

1. Если он в состоянии очистить свое сердце от этих (болезней) без изучения, то на нем обязанность очищения так же, как он обязан оставить прелюбодеяние и подобное ему (грехи) без изучения доводов (на его) оставление.
2. А если же он не в состоянии очистится кроме, как изучением вышеупомянутой науки (ильмуль къальб), то тогда становится фарзуль айном. Аллаhу ведомо лучше».


Источник: Мухйиддин Ан Навави: Аль Маджмуъ: 1/51
Мактабатуль Иршад
Muhakkik
Небольшое примечание: Передал Имам Навави, рахимахуЛлах, детальное разъяснение о нашем вопросе и я думаю, что некоторые наши примечания будут полезны, в связи с тем, что есть определенная часть людей, которая любит утверждать (в открытую или же самим себе, здесь не имеет значения), что якобы их сердца чисты. И если буквально исходить из вышеприведенных слов ученых, как бы получается, что нет на таких соответственно и обязанности изучения методов его лечения. Ясно, что подобное утверждение не состоятельно, так как:

1. Человек поймет больное ли его сердце или нет только после изучения признаков болезней и естественно каждому человеку необходимы хотя бы минимальные знания для диагностики сердечных болезней.

2. Бесспорно так же, что человек, который не осведомлен о болезнях сердца и путей их лечения затруднится в очищении своего сердца должным образом. Особенно людям трудно понять, что они больны проживая среди больных, так как среди нездоровых болезнь кажется нормой.
Abdul
Ученый из мутасаввифов Абу Хамид Аль Гъазали (450-505х/1058-1111 м) в своей книге «Ихьяу Улюмид Дин» говорит о том, что эта наука является фарзуль айном:


فإذا كان الغالبُ أنَّ الإنسانَ لا ينفَكُّ عن دَواعِي الشَّرِّ والرِّياءِ والحَسَدِ فيلزَمه أن يتعلَّمَ مِن رُبْعِ المُهلِكاتِ ما يَرى نفسَه مُحتاجًا إليه . وكيفَ لا يجبُ عليه وقد قالَ رسولُ الله صلى الله عليه وسلم :
« ثَلاَثٌ مُهْلِكَاتٌ : شُحٌمُطَاعٌ , وَهَوًى مُتَّبَعٌ , وَإِعْجَابُ الْمَرْءِ بِنَفْسِهِ » , ولا ينفَكُّ عنها بَشَرٌ . وبقيةُ ما سنذكُره مِن مذموماتِ أحوالِ القلْبِ كالكِبْرِ والعُجْبِ وأخواتِهما تتَّبِعُ هذهِ الثلاثَ المهلكاتِ ، وإزالتُها فرضُ عينٍ .
ولا يمكن إزالتُها إلا بمعرفةِ حدودِها ومعرفةِ أسبابِها ومعرفةِ علامتِها ومعرفةِ عِلاجِها ؛ فإنَّ مَن لا يعرِف الشرَّ يقَعُ فيه ، والعِلاجُ هو مقابلةُ السببِ بضِدِّهِ , وكيفَ يمكن دونَ معرفةِ السببِ والمسبِّبِ ؟ فأكثرُ ما ذكرناه في رُبْعِ المُهلِكاتِ مِن فُروضِ الأعْيانِ , وقد ترَكها الناسُ كافّةً اشتغالاً بما لا يَعْني


«Если в большинстве случаев человек не освобождается от субъектов зла показухи/рия и зависти/хасада, то обязательно ему изучение из «Раздела мухликат» (раздел губительных качеств из книги Ихьяу Улюмид Дин) то в чем он видит нуждающимся свой нафс. Как же это может быть не обязательным в то время как Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, сказал:

«Три качества являются губительными - это скупость которому подчиняются, страсть которому подчиняются и самодовольство».

Не очищен ни один человек от них, и от остальных порицаемых внутренних пороков, которых мы перечислим, как высокомерие/кибр, самолюбии/уджб и подобных им пороков, которые преследуют эти три губительных качества (три качества из вышеуказанного хадиса). Очищение от них является фарзуль айн (обязанность каждого мукалляфа). И не возможно очистится от них кроме как с познанием их границ, познанием их причин, познанием их признаков и лечения. Потому что тот, кто не познал (что есть) зло (плохое), попадет в него.

Лечение - это противопоставление друг другу причины и противоположного (обратного) ей. И разве будет это возможным, не имея представления о причине и о факторе которые создают эту причину? Большинство из того что мы упомянули в «Разделе мухликат» является фарзуль айном. И все люди оставили их (лечение) будучи занятыми тем, что их не касается».



Источник: Абу Хамид Аль Гъазали: Ихьяу Улюмид Дин: 33
Бейрут: Дарус Садир: 2004
Abu Bakr
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал:

قال الإمام جلال الدين السيوطي رحمه الله: (وأما علم القلب ومعرفة أمراضه من الحسد والعجب والرياء ونحوها، فقال الغزالي: إنها فرض عين) "الأشباه والنظائر" للسيوطي ص504.

«Что касается науки сердца, познания и избавления его от пороков, таких как зависть, ненависть, показуха, самолюбие, то ведь сказал аль-Газали:

«Очищение сердца и облагораживание души является обязанностью каждого (согласно Корану, Сунне и иджмаъу)»».


[Джалалуддин ас-Суюти, «аль-Ашбаху ва-н-Назаир», с. 504]
Ибн Мухаммад

ᴴᴰ Обязательно ли знание о болезнях сердца? | www.al-fatava.com
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2019 Invision Power Services, Inc.